Ирана нелегко отличить то, что является народным наследием, от того, что отражает влияние ислама или Востока. Однако не подлежит никакому сомнению, что многие легенды и чудеса, зафиксированные в персидской агиографии, относятся к универсальным основам магии, особенно к шаманизму. Достаточно просмотреть два тома 'Святых дервишей' Уара, чтобы на каждой странице обнаружить чудеса в традициях чистейшего шаманизма: вознесения на Небо, магические полеты, исчезновения, хождение по воде, исцеления и т.п.101 С другой стороны, следует также помнить о роли гашиша и других наркотиков в исламской мистике, хотя самые чистые из святых не пользовались такими суррогатами102.
Наконец, наряду с распространением ислама среди среднеазиатских тюрков, некоторые шаманские элементы были ассимилированы мусульманскими мистиками103. Профессор Копрюлюзаде говорит, что, 'согласно легенде, Ахмед Есеви и некоторые из его дервишей были способны летать, превращаясь в птиц'104. Аналогичные легенды существовали о святых [ордена] Бекташи. В XIII веке Барак Баба — основатель ордена, характерным ритуальным знаком которого была 'прическа с двумя рогами', — публично показывался верхом на страусе, и легенда гласит, что 'под влинием своего всадника страус немного летал'. Возможно, что эти детали действительно обусловлены влиянием тюрко-монгольского шаманизма, как утверждает этот ученый-тюрколог. Однако способность превращаться в птицу присуща идеологии любого вида шаманизма, как тюрко-монгольского, так и арктического, американского, индийского или океанийского. Что касается появления страуса в легенде о Барак Бабе, то здесь скорее следует заподозрить южное происхождение.
Древняя Индия: обряды вознесения на Небо
Мы помним ритуальное значение березы в тюрко-монгольской религии, особенно в шаманизме: береза или столб с семью или девятью зарубками символизирует Мировое Древо, и поэтому считается, что она находится в 'Центре Мира'. Влезая на нее, шаман достигает самого высокого неба и предстает перед Бай Ульгеном.
Ту же самую символику мы встречаем в браминском ритуале: он также включает в себя церемониальное восхождение в мир богов. Действительно, 'у жертвы есть только одна твердая точка опоры, только одно обиталище: небесный мир'105. 'Жертва — это быстрая рыба, проплывающая мимо'106; 'жертва, во всем своем единстве, — это корабль, несущий тебя в небо'107. Механизмом ритуала является дурохана108, 'трудное восхождение', поскольку оно предполагает вознесение самого Древа Мира.
Действительно, жертвенный столб (юпа) сделан из дерева, отождествляемого с Мировым Древом. Сам жрец вместе с дровосеком выбирает его в лесу109. Во время срубывания дерева жрец обращается к нему с речью: 'Своей верхушкой не раздирай Небо, своей серединой не рань Атмосферу!..'110. Жертвенный столб становится чем-то вроде космической опоры: 'Вознесись, о ванаспати (Господин леса), на верхушку Земли!' — призывает его Ригведа111. 'Своей верхушкой ты подпираешь Небо, серединой наполняешь Атмосферу, корнями укрепляешь Землю'112.
По этой космической опоре жрец поднимается на Небо, сам или со своей женой. Приставляя лестницу к столбу, он обращается к жене: 'Поднимемся на Небо!..' Жена отвечает ему: 'Идем!' Этими ритуальными фразами они обмениваются три раза113. Достигнув верхушки, жрец касается небосвода, разводит руки (как птица крылья!) и кричит: 'Я достиг Неба, боги, я стал бессмертным!'114 'Воистину, приносящий жертву сам себе создает лестницу и мост, чтобы достичь небесного мира'115.
Жертвенный столб является Axis Mundi — Осью Мира, и как древние народы высылали жертвы в небо через дымовое отверстие или центральный столб жилища, так ведическая юпа была 'колесницей жертвы'116. К ней обращали молитвы такого рода: 'О Древо, позволь жертве идти к богам'117; 'О Древо, пусть эта жертва направится к богам'118.
Мы также помним орнитологическую символику шаманского наряда и многочисленные примеры магического полета у сибирских шаманов. Подобные идеи встречаются и в Древней Индии: 'Жрец, став птицей, возносится в небесный мир', утверждает Pancavimca Brahmana119. Во многих текстах упоминается о неких крыльях, которые необходимы для того, чтобы достичь верхушки Древа120, о 'гусе, жилище которого находится в луче света'121, о жертвенном коне, в облике птицы возносящем жреца на самое небо122, и т.п.123. Как мы скоро увидим, традиция магического полета была широко распространена в древней и средневековой Индии, всегда в связи со святыми, йогами и магами.
'Взобраться на Древо' — это выражение в браминских текстах