ипурина высылают своего двойника в небо — погасить метеориты, грозящие сожжением Вселенной (ibid., p. 332).
91. У тапирапе и других племен женщины не могут зачать и родить, прежде чем шаман не сделает так, чтобы ребенок-дух вошел в их утробу. В некоторых племенах шамана вызывают для того, чтобы он идентифицировал духа, вошедшего в ребенка (ibid., p. 332).
92. Чтобы узнать будущее, шаманы тупинамба 'уходили в маленькие хижины после периода соблюдения различных табу, в том числе девяти дней воздержания' (ibid., p. 331). Духи нисходили и сообщали о будущих событиях на своем языке. См. также A. Metraux, La religion des Tupinamba, p. 86 sq. Накануне военных походов сны шаманов обретают совершенно иное значение (A. Metraux, Le Shamanisme chez les Indiens de l'Amerique du Sud tropicale, p. 331).
93. Metraux, ibid., p. 334.
94. A. Metraux, La Religion des Tupinamba, p. 81 sq.; id., Les Hommes-dieux chez les Chiriguano et dans l'Amerique du Sud ('Revista del Instituto de Etnologia de la Univ. nacional de Tucuman', II, 1931, p.61-91), p. 66, etc.; id., Le Shamanisme chez les Indiens..., p. 334.
95. Metraux, ibid., p. 335-336.
96. Metraux, ibid., p. 338.
97. A. Metraux, Le Shamanisme araucan, p. 351 sq. См. Rodolfo M. Casamiquela, Estudio del ngillatun y la religion araucana, Bahia Blanca, 1964. См. шаман йяруро как посредник между человеком и богами: Vicenzo Petrullo, The Yaruros of the Capanaparo River, Venezuela ('Smithsonian Institution, Bureau of American Ethnology, Bulletin 123, Anthropological Papers, n. 11, Washington, 1939, p. 161-290), p. 249 sq.
98. E. Housse, Une Epopee indienne. Les Araucans du Chili, Paris, 1939.
99. Шаман йяруро совершает путешествие в страну умерших — она же страна Великой Богини Матери — на спине 'коня' (Petrullo, ibid., p. 256).
100. Весьма вероятно, что праздник нгиллатун входит в комплекс периодических церемоний возрождения Времени: см. M. Eliade, Le Mythe de l'eternel retour, p. 83 sq.
101. Karl von den Steinen, Unter den Naturvolkern Zentral-Brasiliens, Berlin, 1894, p. 357.
102. Theodor Koch, Zum animismus der sudamericanischen Indianern (Supplement zu Band XIII von 'Internationales Archiv fur Ethnographie', Leyde 1900), p. 129 sq. — по источникам XVIII века.
103. См. также Ida Lublinski, Der Medizinmann bei den Naturvolkern Sudamerikas, p. 247 sq.
104. F. E. Clements, Primitive Concepts of Disease, p. 196-197 (таблица); Metraux, Le Shamanisme chez les Indiens..., p. 325.
105. У кайнгангов, апинаев, кокамов, туканов, кото, кобенов, таулипангов, итонамов и уитото (ibid. p.325).
106. См., например, W. Koppers, Unter Feuerland-Indianern, Stuttgart, 1924, p. 72, 172.
107. Как, например, у арауканов: см. Metraux, Le Shamanisme araucan, p. 331.
108. Id., Le Shamanisme chez les Indiens de l'Amerique du Sud tropicale, p. 328.
109. Id., Le Shamanisme araucan, p. 331.
110. Ibid.
111. Metraux, Le Shamanisme chez les Indiens..., p. 327.
112. Metraux, ibid., p. 332.
113. О южноамериканской концепции духов-животных, см. R. Karsten, The Civilization of the South American Indians, p. 265 sq. Ibidem: p. 86 sq. (роль перьев как ритуальных украшений у знахаря); p.365 sq. (магическая сила кристаллов и скальных камней).
114. Cм., например, описание сеанса у карибских племен Гвианы (о чем существует богатая документация) в Metraux, Le Shamanisme chez les Indiens de l'Amerique du Sud tropicale, p. 325 et n. 90.
115. A. Metraux, Le Shamanisme araucan, p. 333.
116. Metraux, ibid.
117. Metraux, ibid., p. 334, 336-337, 339.
118. A. Metraux, Le Shamanisme araucan, p. 339 sq. (по данным автора восемнадцатого века, Nunes de Pineda y Bascunan), 341 sq. (по данным Manuel Manquilef и E. Housse).
119. Ibid., p. 341.
120. Ibid., p. 340.
121. Ibid., p. 338.
122. M. Gusinde, Die Feuerland Indianer, II: Die Yamana, p. 1417 sq., 1421; см. также сеанс у селькманов: ibid., I: Die Selk'nam, p. 757 sq.
123. Ibid., II, p. 1429 sq.
124. M. Gusinde, II, p. 1426.
125. См. W. Koppers, Die Frage eventueller alter Kulturbeziehungen zwischen sudlichsten Sudamerika und Sudost-Australien, 'Proceedings of the XXIII International Congress of Americanists', New York, 1930, p.678-686; о лингвистических аналогиях, Paul Rivet, Les Australiens en Amerique, 'Bulletin de la Societe de Linguistique de Paris', XXVI, Paris, 1925, p. 23-65; id., Les Origines de l'homme americain, p. 88 sq. См. также W. Schmidt, Der Ursprung der Gottesidee, VI, p. 361 sq.
126. Paul Rivet, Les Malayo-Polynesiens en Amerique,