51. Ibid., p. 574.
52. Ibid., p. 575-577.
53. Franz Boas, The Shushwap, in The Indians of British Columbia: Lku'ngen, Nootka, Kwakiutl, Shushwap (British Association for the Advancement of Science, 'Sixth Report on the North-Western Tribes of Canada', 1890, publ. 1891), p. 553-715.
54. J. Teit, The Thompson Indians of British Columbia, p. 363 sq.; M. Eells, A Few Facts in Regard to the Twana, Clallam and Chemakum Indians of Washington Territory, Chicago, 1880, p. 677 sq., цитировано в Frazer, Tabou et les perils de l'ame, trad. fr., Paris, 1927, p. 48 sq. На острове Веа в Тихом Океане знахарь отправляется с процессией на кладбище. Тот же ритуал на Мадагаскаре; см. Frazer, ibid., p. 45.
55. P. Drucker, The Nothern and Central Nootkan Tribes, p. 210.
56. C. D. Forde, Ethnografy of the Yuma Indians, p. 193 sq.
57. См., например, Hermann Haeberlin, Sbetetda'q, A Shamanistic Performance of the Coast Salish, 'American Anthropologist', 1918, n. s., 20, p. 249-257. Эту церемонию выполняют, по меньшей мере, восемь шаманов одновременно, и она включает экстатическое путешествие в Преисподнюю в воображаемой лодке.
58. См. Robert H. Lowie, Notes on Shoshonean Ethnography ('Amer. Museum of Natural History, Anthropological Papers', XX, 3, 1924, p. 183-314), p. 294 sq.; W. Z. Park, Shamanism, p. 137; F. E. Clements, Primitive Concepts of Disease, p. 195 sq.; Hultkranz, Conceptions of the Soul, p. 449 sq.; id., The North American Indian Orpheus Tradition, p. 242 sq.
59. Эту гипотезу (R. L. Lowie, Primitive Religion, New York, 1924, p. 176 sq.) автор впоследствии сам отбросил: id., On the Historical Connection between Certain Old World and New World Beliefs, 'Congres International des Americanistes, Goteborg, 1924, XXI Session, part 2, Goeteborg, 1925, p. 546-549. См. также Clements, p. 196 sq.; Park, Shamanism, p. 137.
60. A. H. Gayton, The Orpheus Myth in North America, 'Journal of the American Folklore', XLVIII, 189, 1935, p. 263-293; spec. p. 265 о географическом распространении мифа; см. Hultkrantz, The North American Indian Orpheus Tradition (карта, с. 7, и список племен, с. 313-314). Этот миф неизвестен эскимосам, что, на наш взгляд, исключает гипотезу о сибирско-азиатском влиянии. См. также A. L. Kroeber, A Karok Orpheus Myth, 'Journal of Amer. Folklore', LIX, 1946, p. 13-19: героинями являются две женщины, направляющиеся по следу юноши в Преисподнюю, но их попытка заканчивается полным провалом.
61. Gayton, p. 270, 272.
62. Ibid., p. 273.
63. На острове мифического Предка, Ут-напиштима, Гильгамеш также должен шесть дней и ночей подряд бодрствовать, чтобы обрести бессмертие, и, как и американский Орфей, терпит поражение. См. M. Eliade, Traite..., p. 251 sq.
64. См., например, воскрешение мальчика Мидевивинами — деяние, сохраняющееся в традиции этого тайного братства: W. J. Hoffman, The Mide'wiwin or 'Grand Medecine Society' of the Ojibwa, 'Seventh Report of the Bureau of American Ethnology', 1885-1886, Washington, 1891, p. 241 sq. См. также Hultkrantz, The North American Indians Orpheus Tradition, p. 247 sq.
65. См. несколько общих замечаний Marcelle Bouteiller, Chamanisme, p. 51 sq. Clark Wissler (General Discussion of Shamanistic and Dancing Societies, 'Amer. Museum of Natural History, Anthropological Papers', XI, 12, 1916, p. 853-876) исследует распространение определенного шаманского комплекса от поуни (Pawnee) на другие племена и показывает (особенно p. 857-862) процесс ассимиляции мистических техник. См. также W. Muller, Weltbild und Kult der Kwakiutl-Indianer, p. 114 sq.; J. Haekel, Initiationen und Geheimbunde an der Nordwestkuste Nordamerikas, 'Mitteilungen der anthropologischen Gesselschaft in Wien', LXXXIII, Wien, 1954, p. 176-190.
66. К приведенным уже примерам (см. выше) добавим отличный анализ Leslie Spier, Klamath Ethnography, 'Univ. of Calif., Publ. in American archaeology and ethnography', vol. 30, Berkeley, 1930, p. 93 sq. ('The Power Quest'), p. 107 sq. (количественная разница в способностях), p. 249 sq. (универсальный характер поиска) и т.д.
67. W. J. Hoffman, The Mide'wiwin, p. 157 sq. См. несколько примеров магических возможностей джессаккидов (ibid., p. 275 sq.). Но следует добавить, что этим отнюдь не ограничиваются магические деяния североамериканских шаманов. Им приписывается умение вызывать рост пшеничного зерна на глазах у зрителя; они могут во мгновение ока доставить еловые ветки с далеких гор; вызвать появление кроликов и сарн, летающих в воздухе перьев и других предметов и т.д. Они умеют