p. 11. 'Значение, придаваемое колпаку, подтверждается также древними наскальными рисунками эпохи бронзы, на которых шаман одет в колпак, который явно виден, тогда как остальные атрибуты, указывающие на его достоинство, могут отсутствовать'. (Kai Donner, La Siberie, p. 227). Но Карйалайнен не верит в автохтонный характер шаманского колпака у остяков и вогулов; он склонен приписать его самоедскому влиянию (Die Religion der Jugra-Volker, III, p. 256). Во всяком случае, эта проблема остается нерешенной. Казахско-киргизский бакса 'надевает на голову традиционный малахай, нечто вроде заостренного колпака из бараньей или лисьей кожи, спадающего низко на спину. Некоторые баксы носят не менее странный убор из войлока, покрытый красным материалом из верблюжьей шерсти; другие, особенно в степях, примыкающих к Сыр-дарье, Чу, Аральскому морю, носят тюрбан, почти всегда голубого цвета' (Castagne, Magie et exorcisme, p. 66-67). См. также R. A. Stein, Recherches sur l'epopee et le barde au Tibet, Paris, 1959, p. 342.
42. Kai Donner, La Siberie, p. 228; см. также Harva, op. cit., p. 514 sq., fig. 82, 83, 86.
43. Harva, p. 516 sq.
44. О шаманском колпаке с оленьими рогами см. В. Диошеги, Головной убор гольдских (нанайских) шаманов, в 'A neprajzi ertesito', XXXVII, Budapest, 1955, p. 87, fig. 1, 3-4, 6, 9, 11, 22-23.
45. Потанин, Очерки, IV, с. 49. См. исчерпывающее исследование алтайского колпака у А. В. Анохина, Материалы по шаманству у алтайцев, Ленинград, 1924, с. 46.
46. Harva, ibid., p. 508 sq.
47. Mikhailowski, p. 84-85. Впрочем, в некоторых регионах колпак из коричневой совы не может надеваться шаманом непосредственно после посвящения. Во время камлания духи объявляют, когда колпак и остальные высшие атрибуты новый шаман может надеть без опасения.
48. О связи шаман-птица и орнитологической символике наряда см. H. Kirchner, Ein archeologischer Beitrag zur Urgeschichte des Schamanismus ('Anthropos', XLVII, 1952, p. 244-286), p. 255 sq.
49. Harva, p. 504 sq.
50. U. Harva, Die religiosen Vorstellungen, fig. 71-73, 87-88, p. 507-508, 519-520. См. также W. Schmidt, Der Ursprung, XI, p. 430-431.
51. Leo Sternberg, Der Adlerkult bei den Volkern Sibiriens ('Archiv fur Religionswissenschaft', 1930, vol. 28, p. 125-153), p. 145.
52. Shirokogorov, p. 296.
53. Jochelson, The Yukaghir, p. 169-176.
54. Harva, fig. 76, p. 511.
55. Shirokogorov, p. 296.
56. Ibid., p. 295-296.
57. Ohlmarks, Studien, p. 211.
58. Harva, p. 504.
59. Castagne, p. 67.
60. Shirokogorov, Psychomental Complex, p. 296.
61. A. Ohlmarks, Studien, p. 211-212. Фольклорный мотив полета с помощью птичьих перьев очень распространен, особенно в Северной Америке: см. Stith Thompson, Motif-Index, vol. III, p. 10, 381. Еще чаще встречается мотив птицы-гадалки, замужней за смертным, которая отправляется в свой полет, как только ей удастся раздобыть перо, которое муж так долго от нее прятал. См. Harva (Holmberg), Finno-Ugric (and) Siberian (Mythology), p. 501. См. также легенду о бурятской шаманке, возносящейся на магическом восьминогом коне.
62. См., например, Findeisen, Der Mensch und Seine Teile in der Kunst der Jenissejer, fig. 37, 38 (по Анучину), fig. 16, 37; см. также ibid., Schamanentum, p. 86.
63. Harva, The Shaman Costume, p. 14 sq.
64. Kai Donner, Beitrage zur Frage nach dem Ursorung der Jenissei-Ostijaken ('Journal de la Societe Finno-Ougrienne', XXXVIII, I, 1928, p. 1-21), p. 15; id., Ethnological Notes about the Yenissey-Ostyak, p. 80. Впоследствии автор, кажется, изменил позицию: см. La Siberie, p. 228.
65. Harva, Die religiosen Vorstellungen, p. 514.
66. Shirokogorov, p. 294.
67. Findeisen, Der mensch und seine Teile, fig. 39.
68. H. Nachtigall, Die Kulturhistorische Wurzel der Schamanenskelettierung ('Zeitschrift fur Ethnologie', LXXVII, Berlin, 1952, p. 188-197), passim. О концепции кости как обиталища души у народов Северной Евразии см. Ivar Paulson, Die primitiven Seelenvorstellungen der nordeurasischen Volker, Stockholm, 1958, p. 137, 202, 236.
69. См. Uno Harva (Holmberg), Uber die Jagdriten der nordlichen Volker Asiens und Europas, 'Journal de la Societe Finno-Ougrienne', XLI, I, 1925, p. 34 sq.; id., Die religiosen Vorstellungen, p. 434; Adolf Friedrich, Knochen und Skelett in der Vorstellungswelt Nordasiens ('Wiener Beitrage zur Kulturgeschichte und Linguistik', V, 1943, p. 189-247), p. 194 sq.; K. Meuli, Griechische Opferbrauche ('Phylobolia fur Peter von der Muhl zum 60. Geburstag am 1. August 1945', Bale, 1946, p. 185-288),