Indiens de l'Amerique du Nord; id., Chamanisme et guerison magique, Paris, 1950, c. 57 sq.
112. Park, Shamanism, p. 27-28.
113. Ibid., p. 29.
114. Ibid., p. 30.
115. Park, op. cit., p. 79; J. Teit, The Lillooet Indians (Memoirs of the Amer. Museum of Natural History, vol. IV, The Jesup North Pacific Expedition, II, 5, New York, 1906, p. 193-300), p. 287 sq.; id., The Thompson Indians of British Columbia (Memoirs of the AMNH, vol. II, The JNPE, I, New York, 1900, p. 163-392), p. 353. У лиллуэтов неофиты спят на гробах, в отдельных случаях в течение нескольких лет (Teit, The Lillooet, p. 287).
116. Park, op. cit., p. 80. Та же традиция существует и у атсугеви, северных майду, кроу, арапахо, гро вантр и др. У некоторых из этих племен, как и в других регионах, шаманские умения ищут, засыпая у могил; иногда (например, у тлингитов) прибегают к еще более впечатляющему средству: кандидат проводит ночь рядом с телом умершего шамана (см. Frazer, Totemism and Exogamy, vol. III, p. 439).
117. Park, p. 77.
118. См. полный список племен в Park, p. 77 sq.; ibid., p. 111: 'маленький зеленый человечек' еще в отроческом возрасте приходит к будущим шаманам уте.
119. Park, p. 82.
120. Ibid., p. 83.
121. Kroeber, Handbook of the Indians of California (Bureau of Amer. Ethnology, Bull. 78, 1925), p. 754 sq., 775; C. D. Forde, Ethnography of the Yuma Indians (Univ. Calif. Publ. Amer. Archaeology and Ethnology, 28, 1931, No 4), p. 201. Посвящение в тайное шаманское сообщество Mide'wiwin также включает возвращение в мифические времена начала мира, когда Великий Дух объявил тайну первым 'великим знахарям'. В дальнейшем мы увидим, что в этих ритуалах посвящения речь идет о связи между Землей и Небом — такой, какой она была установлена во времена сотворения мира.
122. L. Spier, Yuman Tribes of the Gila River, Chicago, 1933, p. 247; Park, p. 115.
123. Park, p. 116.
124. Cf. Park, p.110.
125. Павиотсо, Park, p. 23; племена Южной Калифорнии, ibid., p. 82. Звуковые сны, p. 23, etc. У оканагонов юга будущий шаман не видит духов-хранителей, только слышит их песни и поучения, ibid,. p. 118.
126. R. Dixon, The Northern Maidu, New York, 1905, p. 274 sq.
127. См. список племен и библиографическую информацию в Park, p. 76 sq.
128. F. Boas, The Salish Tribes of the Interior of British Columbia, 'Annual Archaeological Report for 1905', Toronto, 1906, p. 222 sq.
129. Информатор павиотсо, цитированный в Park, p. 17. 'Дух Ночи' является, по-видимому, поздней мифологической формулой Высшего Существа, ставшего в некоторой мере deus otiosus, — он помогает людям при посредничестве 'посланцев'.
130. Park, p. 19.
131. Ibid.
132. Kroeber, Handbook, p. 63 sq., 111, 852: Dixon, The Shasta (Bull. Amer. Mus. of Nat. History, XVII, V, New York, 1907), p. 472 sq.
133. Park, p. 81.
134. Ibid., p. 80.
135. Ibid., p. 81.
136. Jaime de Angulo, La psychologie religieuse des Achumawi: IV, Le chamanisme ('Antropos', t. 23, 1938, p. 561-582), p. 565.
137. J. de Angulo, p. 565.
138. Ibid., p. 563.
139. Ibid.
140. James Teit, The Thompson Indians of British Columbia, p. 354 sq.
141. Cf. Park, p.18, 76 sq.
142. H. Haeberlin et E. Gunther, Ethnographische Notizen uber die Indianerstamme des Puget-Sundes ('Zeitschrift fur Ethnologie', vol. 56, 1924, p. 1-74), p. 56 sq. О специальных духах шаманов см. Ibid., p. 65, 69sq.
143. См. Traite d'Histoire des Religions., p. 15 sq.
144. Waldemar G. Bogoras, The Shamanistic Call and the Period of Initiation in Nothern Asia and Nothern America (Proceedings of the XXIII International Congress of Americanists, New York, 1930, p. 441-444), spec. p. 443.
145. Ruth Benedict, The Vision in Plains Culture, 'American Antropologist', XXIV, 1922, p. 1-23.
146. Bogoras, p. 442.
147. Ibid.
148. У австралийских племен лунга и джара желающий стать знахарем входит в пруд, в котором, как считается, живут ужасные змеи. Эти змеи 'убивают' его, и в результате этой инициационной смерти неофит обретает свои магические силы; см. A. P. Elkin, The Rainbow-Serpent Myth in North-West Australia ('Oceania', 1930, vol. I, No 3, p. 349-353), p. 350; cf. id., The Australian Aborigines, p. 233.
149. Park, p. 26.
150. Kroeber, Handbook, p. 604 sq., 712 sq.; Park, p. 84.
Глава 4. ШАМАНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
Посвящение у тунгусов и маньчжуров
Обычно после экстатического отбора, как в Северной Азии, так и в других частях планеты, начинается этап обучения, во время которого неофита надлежащим образом посвящает старый наставник.