'Proceedings XXIII Inter. Congress of Americanists', New York, 1928, ibid., New York, 1930, p. 678-686. Cf. P. Rivet, Les Melano-Polynesiens et les Australiens en Amerique, 'Anthropos', XX, 1925, p. 51-54 о лингвистической близости между патагонцами и австралийцами (p. 52). См. также ниже.
54. A. Metraux, Le shamanisme araucan, p. 315.
55. Ibid., p. 316.
56. A. Metraux, Le shamanisme chez les Indiens de l'Amerique du Sud tropicale, p. 339.
57. M. Gusinde, Une ecole d'hommes-medicine chez les Yamanas de la Terre de Feu, 'Revue Ciba', No 60, aout 1947, p. 2159-2162, p. 2162: 'Старая кожа должна исчезнуть, уступая место новому тонкому и полупрозрачному слою. Если первые недели растирания и рисования сделают ее наконец видимой — по крайней мере, согласно воображению и галлюцинациям экспериментирующих екамушей (екамуш = знахарь), — то у старших посвященных не остается никаких сомнений относительно способностей кандидата. С этой минуты он должен удвоить свои старания и тереть, по-прежнему осторожно, собственные щеки, пока не появится третья кожа, еще более тонкая и прозрачная; теперь она настолько чувствительна, что к ней нельзя прикоснуться, чтобы не вызвать боль. Когда ученик достигнет, наконец, этой ступени, традиционное обучение, которое ему может предложить Лойма-Екамуш, считается законченным.
58. Ida Lublinski, Der Medizinmann bei den Naturvolkern Sudamerikas, 'Zeitschrift fur Ethnologie', vol. 52-53, 1920-1921, p. 234-263, p. 248 sq.
59. Rosales, Historia general del Regno de Chile, t. I, p. 168.
60. A. Metraux, Le shamanisme araucan, p. 313-314. У варрау во время посвящения шамана о 'смерти' извещают громкие крики. Metraux, Le shamanisme chez les Indiens de l'Amerique du Sud tropicale, p. 339.
61. E. W. Gifford, Southern Maidu religious ceremonies, 'American Anthropologist', vol. 29, No 3, 1927, p. 214-257, p.244.
62. E. M. Loeb, Tribal Initiation and Secret Societies, Univ. of California Publications in American Archaeology and Ethnology, XXV, 3, p. 249-288, Berkeley, 1929, p. 267.
63. Loeb, op. cit., p. 268.
64. Loeb, ibid., p. 269.
65. Constance Goddard du Bois, The Religion of the Luisegno Indians, Univ. of California Publications in American Archaeology and Ethnology, VIII, 1908, p. 81; Swanton, The Tlingit Indians, Annual Report, Bureau of American Ethnology, vol. 26, 1908, p. 466; Loeb, op. cit., p. 270-278. См. также ниже.
66. Loeb, op. cit., p. 266 sq.
67. S. F. Nadel, A Study of Shamanisme in the Nuba Mountains, p. 28.
68. Nadel, op. cit., p. 28-29.
69. Canon Callaway, The Religious System of the Amazulu, Natal, 1870, p. 259 sq., цитировано в P. Radin, La religion primitive (французский перевод, 1941), p. 104.
70. J. W. Layard, Malekula: Flying Tricksters, Ghosts, Gods and Epileptics, p. 507. Мы пользуемся переводом Metraux (Radin, op. cit., p. 99 sq.).
71. G. Landtman, The Kiwai Papuans of British New Guinea, London, 1927, p. 325.
72. H. Ling Roth, The Natives of Sarawak and British North Borneo, London, 1896, I, p. 280-281, где цитируются наблюдения, опубликованные архидиаконом J. Perham в 'Journal of the Straits Branch of Asiatic Society', 19, 1887. Cf. L. Nyuak, Religious Rites and Customs of the Iban or Dyaks of Sarawak (in 'Anthropos', I, 1906, p. 11-23, 165-184, 403-425), p. 173 sq.; E. H. Gomes, Seventeen Years among the Sea Dyaks of Borneo, Philadelphia, 1911, p. 178 sq.; а также миф племени нодора гонд о расчленении самого первого шамана у V. Elwin, Myths of Middle India, London, 1949, p. 450.
73. W. Thalbitzer, The Heathen Priests of East Greenland (angacut) (XVI Internationalen Amerikanisten-Kongresses, 1908, Vienne-Leipzig, 1910, II, p. 447-464), p. 452 sq.
74. Thalbitzer, The Heathen Priests, p. 454.
75. W. Thalbitzer, Les magiciens esquimaux, leurs concepcions du monde, de l'ame et de la vie, 'Journal de la Societe des Americanistes', N. S., XXII, Paris, 1930, p. 73-106, p. 77. Cf. E. M. Weyer, Jr., The Eskimos: Their Environment and Folkways, New Haven, 1932, p. 428.
76. W. Thalbitzer, Les magiciens esquimaux, p. 78; id., The Heathen Priests, p. 454.
77. Weyer, op. cit., p. 429.
78. Ibid.
79. Thalbitzer, The Heathen Priests, p. 454; Weyer, op. cit., p. 429.
80. Thablitzer, Les magiciens, p. 78.
81. Thalbitzer, The Heathen Priests, p. 454. Во всем мире посвящение, независимо от своей разновидности, включает определенное количество табу. Было бы утомительно вспоминать здесь огромную морфологию этих запретов, не имеющих к тому же непосредственного отношения