Индии или Иране приобретает значение только при условии, что мы умеем видеть в шаманизме четко определенное религиозное явление; в противном случае мы будем без конца говорить о 'первобытных элементах', присутствующих в каждой религии, сколь бы 'развитой' она ни была. Ведь религии Индии и Ирана, как и всякая другая религия древнего или современного Востока, имеют много 'первобытных элементов', не являющихся, однако, шаманскими. Нельзя считать 'шаманской' и каждую встреченную на Востоке технику экстаза, насколько 'первобытной' она бы ни казалась.
2. Это явление, особенно важное для истории религий, вовсе не ограничивается Центральной и Северной Азией. Мы встречаем его во всем мире, но оно еще не до конца изучено. См. мой Traite de l'Histoire des Religions (Трактат об истории религий). Я надеюсь, что настоящий труд, хотя и опосредованно, также прольет определенный свет на эту проблему.
3. См. M. Eliade, Traite..., p. 65 sq; а также J. P. Roux, Tangri. Essai sur le ciel-dieu des peuples altaques, 'Revue de l'histoire des religions', CXLIX, 1956, p. 49-82, 197-230; CL, 1956, p. 27-54, 173-231. О сибирских и угро-финских религиях см. также работы I. Paulson: I. Paulson, A. Hultkrantz и K. Jettmar, Les Religions arctiques et finnois, Paris, 1965, p. 15-265.
4. Ср. E. Lot-Falk, A propos d'Atugan, deese mongole de la terre, 'Revue de l'histoire des Religions', CXLIX, 2, 1956, p. 157-196.
5. U. Harva (Holmberg), Die religiosen Vorstellungen der altaische Volker, 'Folklore Fellows Communications', LII, 125, Helsinki, 1938, p. 247.
6. Ср. G. Rank, Lapp Female Deities of the Madder-Akka Group ('Studia septentrionalia', VI, Oslo, 1955, p, 7-79), p. 48. sq.
7. В Центральной Азии хорошо известен переход от небесного бога к богу атмосферы или бури; см. мой Traite de l'Histiore des Religions, p. 94.
8. О доисторических временах и древнейшей истории тюрков см. великолепный обзор Rene Grousset, L'Empire des Steppes, Paris, 1938; см. также W. Koppers, Urturkentum und Urindogermanentum im Lichte der Volkerkundlichen Universalgeschichte, 'Belleten', 20, Istambul, 1941, p. 481-525; W. Barthold, Histoire des Turcs d'Asie Centrale, Paris, 1945; Karl Jettmar, Zur Herkunft der turkischen Volkerschaften, 'Archiv fur Volkerkunde', III, Wien, 1948, p. 9-23; его же, The Altai before the Turks, 'Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities', 23, Stockholm, 1951, p. 135-223; id., Urgeschichte Innerasiens (в Karl J. Narr et alia, Abriss der Vorgeschichte, p. 150-161).
9. Об алтайцах см. Г. Н. Потанин, Очерки северо-западной Монголии, IV, Санкт-Петербург, 1883, стp. 57; V. M. Michailowski, Shamanism in Siberia and European Russia ('Journal of the Royal Anthropological Institute', vol. 24, 1894, стр. 62-100, 126-158).
10. Об обретении шаманских способностей см. Georg Nioradze, Der Schamanismus bei den sibirischen Volkern, Stuttgart, 1925, p. 54-58; Leo Sternberg, Divine Election in Primitive Religion, Congres International des Americanistes, отчет о второй части XXI сессии, состоявшейся в Гетеборге в 1924 г., Goteborg, 1925, p. 472-512, passim; id., Die Auserwahlung im sibirischen Schamanismus, 'Zeitschrift fur Missionskunde und Religionswissenschaft', vol. 50, 1935, p. 229-252, 261-274, passim; Harva, Die religiosen Vorstellungen, p. 452 sq.; Ake Ohlmarks, Studien zum Problem des Schamanismus, Lund-Kopengagen, 1939, p. 25 sq.; Ursula Knoll-Greiling, Berufungserlebnis bei den Schamanen, 'Tribus', n. s., II-III, Stuttgart, 1952-1953, p. 227-238.
11. K. F. Karjalainen, Die Religion der Jugra-Volkern, vol. III, FFC, 63, Helsinki, 1927, p. 248.
12. Karjalainen, op cit., III, p. 248-249.
13. Mikhailowski, op. cit., p. 153.
14. Mikhailowski, p. 147-148; T. I. Itkonen, Heidnische Religion und spatere Aberglaube bei den finnischen Lappen, 'Memoires de la Societe Finno-Ougrienne', t. 87, Helsinki, 1946, p. 116, 117, n. 1.
15. П. И. Третьяков, 'Туруханский Край, его природа и жители', Санкт-Петербург, 1871, p. 211; Mikhailowski, p. 86.
16. A. M. Castren, Nordische Reisen und Forschungen, III, IV, Санкт-Петербург, 1853, 1857, т. IV, стр. 191; Mikhailowski, р. 142.
17. T. Lehtisalo, Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samojeden, 'Memoires de la Societe Finno-Ougrienne', vol. 53, Helsinki, 1927, p. 146.
18. Белявский, цитируемый в работе Mikhailowski, стр. 86.
19. W. Sieroszewski, Du chamanisme d'apres les croyances des Yakoutes, 'Revue de l'Histoire des Religions', t. 46, 1902, p. 204-235, 299-338, p. 312.
20. Цитируется в работе Mikhailowski,