по этой книге падшие ангелы учили дочерей человеческих. От имени Хемеса и названия его книги якобы и произошло слово 'химия', которым впоследствии стали обозначать изобретенное им искусство. По крайней мере, так гласит легенда. Алхимию называли греческим словом 'chemia' ('химия') до тех пор, пока арабы не добавили к нему артикль из своего языка - 'al'. В одном из ранних алхимических манускриптов некая жрица, именующая себя Исидой и адресующая это сочинение 'своему сыну Гору', заявляет, что обязана своими познаниями первому из ангелов и пророков - Амнаэлю. 'Исида' без смущения сообщает, что эта мудрость была дарована ей в награду за соитие с Амнаэлем. Книга ее представляет немалый интерес для исследователя алхимической традиции, но еще более ценны сочинения другой женщины, известной под псевдонимом 'Мария-еврейка'. На самом деле Мария была гречанкой и, судя по всему, первым алхимиком Запада. Ни один из ее трудов не дошел до нас полностью, однако коллеги Марии-еврейки (например, тот же Зосим) часто цитируют ее, отождествляя при этом с Мариамью (Мириам), сестрой Моисея. Алхимик Олимпиодор (IV в. н.э.) приводит знаменитый отрывок, из-за которого Марию стали называть еврейкой. Говоря о 'святости' своей книги, Мария предостерегает: «Не прикасайся к ней (если ты не из рода Авраамова), когда ты и впрямь не из нашего рода»?. Смысл этой фразы не вполне ясен, так как отрывок, заключенный в скобки, кажется глоссой, вставленной в текст позднейшим переписчиком. Но вопрос о том, к какой вере принадлежала Мария, не столь уж важен. Главное, что она была одаренным химиком. Ей приписывается изобретение нескольких новых технических приспособлений. Полагают, что именно она придумала помещать сосуд в ящик с горячим пеплом, который обеспечивал медленный и равномерный нагрев. Она же догадалась, что если поместить сосуд в навоз, то можно будет сохранять его теплым неограниченно долго. Наконец, считается, что Мария изобрела водяную баню, которую французы и по сей день называют 'bain-marie' - 'баня Марии'?.
[Илл. на стр. 81: 17. 'Хризопея' Клеопатры.] Говоря о женщинах-алхимиках, нельзя обойти вниманием известную нам лишь под псевдонимом 'Клеопатру', а также сестру Зосима, Феосевию. В следующих главах мы подробнее поговорим о книге Клеопатры 'Хризопея' ('Сотворение золота'). Тот факт, что изучением новорожденного искусства занималось так много женщин, словно бы подтверждает легенду о том, что своим появлением на свет алхимия обязана прекрасному полу. Большинство алхимических трактатов, написанных в III - IV веках нашей эры, дошло до нас лишь в более поздних копиях. Например, 'Сотворение золота' Клеопатры сохранилось в лишь в рукописи X или XI столетия. Однако существуют и оригинальные греко-египетские тексты - например, знаменитые Лейденский и Стокгольмский папирусы (оба они датируются приблизительно 300-м годом н.э.). Большинство этих древних манускриптов было найдено в одной из гробниц в египетских Фивах, но имя мастера алхимии, пожелавшего захватить с собой в могилу свою библиотеку, осталось неизвестным. К каталогу ранней алхимической литературы следует добавить также теоретические и апологетические сочинения Зосима, Стефана, Олимпиодора, Синезия и других авторов, аутентичность которых неоспорима. Труды Зосима и Олимпиодора датируются четвертым веком нашей эры, Синезия - пятым, а Стефана - седьмым. На основе этих произведений перед нами вырисовывается достаточно четкая картина состояния дел в ранней алхимии. Эти труды, подлинность которых не вызывает сомнений, позволяют распутать шелковую нить легенды, оплетшую истоки алхимии коконом тайн и чудес. Утверждали, что алхимию - так же как магию и прочие запретные искусства - принесли человечеству прoклятые ангелы, разгласители божественных тайн. За это преступление они были наказаны; проклятие легло и на запретное знание, позволявшее человеку соперничать со своим создателем. Именно такой точки зрения придерживается святой Августин, гневно осуждая 'пустое и жадное любопытство', которое 'рядится в одежду знания и науки'?. Это соперничество между верой и знанием было известно еще древним римлянам. Лукреций Кар (ок. 98 - 53 гг. до н.э.) в поэме 'О природе вещей' торжествующе восклицает: 'Так, в свою очередь, днесь религия нашей пятою // Попрана, нас же самих победа возносит до неба'. А затем лицемерно просит читателя не считать, что он, Лукреций, желает внушить ему безбожие или толкнуть его на путь преступлений'??. [Илл. на стр. 82. 18. Алхимическое древо.] В первые века нашей эры традиционным символом этой 'греховной'