'жертвоприношение' было скорее гигиенической мерой и диктовалось не столько набожностью, сколько желанием избавиться от мусора в доме. По декрету Феодосия, такие обряды - или, вернее, обычаи, - теперь карались конфискацией жилища и тем же наказанием, что и государственная измена. Судьи были беспощадны к нарушителям новых законов. Третья часть поля, на котором разжигали языческий костер, конфисковалась, даже если сам владелец поля не участвовал в обряде. 'Под маской религиозного рвения скрывались обыкновенные предрассудки, и многие обвиняли в язычестве своих соседей, желая разорить их'.
Фест, наместник Сирии и проконсул Азии, всегда бывший врагом язычества, на старости лет исполнился такого отвращения к подобным зверствам, что обратился в веру гонимых. Тщетно Либаний увещевал императора и просил его проявить терпимость. Тщетно этот бывший советник Юлиана разоблачал преступления фанатиков в своей речи 'В защиту храмов'. Судьба язычества уже была решена. При Феодосии II старая вера уже лишь с трудом цеплялась за существование. Агония ее затянулась до V - VI веков. Демоны неоплатоников обессилели. Теперь их можно было низвергнуть в адскую бездну однимединственным словом - 'Христос'. Воздух, оскверненный ими, без труда очищали молитвами и святой водой. Казалось, уже ничто не вернет им былого могущества, - однако судьба распорядилась иначе. Демонам еще представился случай отомстить за преследования, которым подверглись их подопечные. Они вернулись в западный мир в обличье бесов христианской религии и властно подчинили себе воображение не только простолюдинов, но и образованных людей. Массовые гонения и казни, причиной которых эти демоны стали в свое время, безусловно стоят в ряду величайших катастроф, когда-либо постигавших западную цивилизацию. АЛХИМИЯ Происхождение алхимии. 'Эта операция, как говорят древние, на самом деле удобна для женщин' (Базиль Валентин). Судя по некоторым свидетельствам, искусство, которое позднее было названо алхимией, появилось на Западе в начале II века христианской эры. Самое веское обоснование такой датировки - тот факт, что Плиний Старший (23 - 79 гг. н.э.), с одной стороны, много пишет о металлургии, но не упоминает ни одной идеи, которые можно соотнести с алхимическими представлениями. С другой стороны, приводимые Плинием разнообразные верования, связанные с металлами и их обработкой, указывают, что в его эпоху уже сформировалась благоприятная почва для зарождения алхимического искусства?. Итак, вопреки претензиям алхимиков на исключительную древность их искусства, алхимия - едва ли не самая молодая из оккультных дисциплин. Гипотеза о том, что она процветала еще во времена фараонов, оказалась несостоятельной, равно как и попытки этимологически связать ее название с древнеегипетским словом 'chem' или 'qem' ('черный'), которым иногда обозначали сам Египет, чьи черноземы так резко выделялись на фоне красных земель пустыни??. Расцвет алхимии начался лишь в IV веке, в эпоху безжалостных гонений, которым христиане подвергли язычество. Писатель того периода, Зосим Панополитанский, выступил апологетом алхимического искусства. Средневековые алхимики ссылались на аллегории и комментарии Зосима как на самые основательные и авторитетные документы в данной области. Зосим объявил, что наука о свойствах металлов, драгоценных камней и ароматов восходит к эпохе, бегло упомянутой в Книге Бытия: '...тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы...'???. Согласно преданию, эти загадочные 'сыны Божии' были падшими ангелами, сочетавшимися браком с женщинами в допотопные времена. Ангелы обучили этих женщин различным искусствам, - очевидно, для того, чтобы их спутницы умножили свою красоту украшениями, прекрасными одеяниями и благовониями. Именно поэтому мудрецы древности решили, что падшие ангелы были носителями зла, извратителями морали и обычаев. Эти старинные воззрения подтверждает Тертуллиан: он заявляет, что сыны Божии поделились своей мудростью со смертными не из благих побуждений, а чтобы соблазнить их и приохотить к 'мирским наслаждениям'. Согласно Зосиму, именно эти события положили начало алхимии. Однако Зосим не просто повторил то, что уже неоднократно утверждали позднеиудейские и раннехристианские авторы. Он подробно развил эту тему и даже сообщил имя самого первого мастера алхимии. Этот легендарный праотец всех охотников за алхимическим золотом, таинственный Хемес, не оставил никаких достоверных свидетельств своего существования. Однако считалось, что Хемес написал книгу под названием 'Хема' и что именноИстория магии и оккультизма (Часть 1), страница 1История магии и оккультизма (Часть 1), страница 2История магии и оккультизма (Часть 1), страница 3История магии и оккультизма (Часть 1), страница 4История магии и оккультизма (Часть 1), страница 5История магии и оккультизма (Часть 1), страница 6История магии и оккультизма (Часть 1), страница 7История магии и оккультизма (Часть 1), страница 8История магии и оккультизма (Часть 1), страница 9История магии и оккультизма (Часть 1), страница 10История магии и оккультизма (Часть 1), страница 11История магии и оккультизма (Часть 1), страница 12История магии и оккультизма (Часть 1), страница 13История магии и оккультизма (Часть 1), страница 14История магии и оккультизма (Часть 1), страница 15История магии и оккультизма (Часть 1), страница 16История магии и оккультизма (Часть 1), страница 17История магии и оккультизма (Часть 1), страница 18История магии и оккультизма (Часть 1), страница 19История магии и оккультизма (Часть 1), страница 20История магии и оккультизма (Часть 1), страница 21История магии и оккультизма (Часть 1), страница 22История магии и оккультизма (Часть 1), страница 23История магии и оккультизма (Часть 1), страница 24История магии и оккультизма (Часть 1), страница 25История магии и оккультизма (Часть 1), страница 26История магии и оккультизма (Часть 1), страница 27История магии и оккультизма (Часть 1), страница 28История магии и оккультизма (Часть 1), страница 29История магии и оккультизма (Часть 1), страница 30История магии и оккультизма (Часть 1), страница 31История магии и оккультизма (Часть 1), страница 32История магии и оккультизма (Часть 1), страница 33История магии и оккультизма (Часть 1), страница 34История магии и оккультизма (Часть 1), страница 35История магии и оккультизма (Часть 1), страница 36История магии и оккультизма (Часть 1), страница 37История магии и оккультизма (Часть 1), страница 38История магии и оккультизма (Часть 1), страница 39История магии и оккультизма (Часть 1), страница 40История магии и оккультизма (Часть 1), страница 41История магии и оккультизма (Часть 1), страница 42История магии и оккультизма (Часть 1), страница 43История магии и оккультизма (Часть 1), страница 44История магии и оккультизма (Часть 1), страница 45История магии и оккультизма (Часть 1), страница 46История магии и оккультизма (Часть 1), страница 47История магии и оккультизма (Часть 1), страница 48История магии и оккультизма (Часть 1), страница 49История магии и оккультизма (Часть 1), страница 50История магии и оккультизма (Часть 1), страница 51История магии и оккультизма (Часть 1), страница 52История магии и оккультизма (Часть 1), страница 53История магии и оккультизма (Часть 1), страница 54История магии и оккультизма (Часть 1), страница 55История магии и оккультизма (Часть 1), страница 56История магии и оккультизма (Часть 1), страница 57История магии и оккультизма (Часть 1), страница 58История магии и оккультизма (Часть 1), страница 59История магии и оккультизма (Часть 1), страница 60История магии и оккультизма (Часть 1), страница 61История магии и оккультизма (Часть 1), страница 62История магии и оккультизма (Часть 1), страница 63История магии и оккультизма (Часть 1), страница 64История магии и оккультизма (Часть 1), страница 65История магии и оккультизма (Часть 1), страница 66История магии и оккультизма (Часть 1), страница 67История магии и оккультизма (Часть 1), страница 68История магии и оккультизма (Часть 1), страница 69История магии и оккультизма (Часть 1), страница 70История магии и оккультизма (Часть 1), страница 71История магии и оккультизма (Часть 1), страница 72История магии и оккультизма (Часть 1), страница 73История магии и оккультизма (Часть 1), страница 74История магии и оккультизма (Часть 1), страница 75История магии и оккультизма (Часть 1), страница 76История магии и оккультизма (Часть 1), страница 77История магии и оккультизма (Часть 1), страница 78История магии и оккультизма (Часть 1), страница 79История магии и оккультизма (Часть 1), страница 80История магии и оккультизма (Часть 1), страница 81История магии и оккультизма (Часть 1), страница 82История магии и оккультизма (Часть 1), страница 83История магии и оккультизма (Часть 1), страница 84История магии и оккультизма (Часть 1), страница 85История магии и оккультизма (Часть 1), страница 86История магии и оккультизма (Часть 1), страница 87История магии и оккультизма (Часть 1), страница 88История магии и оккультизма (Часть 1), страница 89