Утун [враги] солнца.
Се приказание тем, кто среди вас, враги.
Умер жестокой смертью убийца брата.
Крокодилу обрек он душу свою.
Никто его не оплакивает.
Но душа его предстала перед судом двойной справедливости,
Перед Мамуремукахабу [Осирисом]
И теми всевластными владыками, что рядом с ним,
Который [т.е. Осирис] так отвечает врагу своему:
О лев, черный лик, кровавые очи,
[Яд] в уста того, кто уничтожил свое имя...
[Имя] Отца своего. Они еще не утратили силы укуса?.
Этот текст, несомненно, адресован чудовищным судьям загробного мира. Он должен предостеречь их от излишнего доверия к убийце, который попытается обмануть их с помощью магических формул. Перед нами - мощнейший образчик 'антимагии', направленной против магических уловок, к которым может прибегнуть преступная душа. Это заклинание обеспечит ему заслуженное возмездие: 'Крокодилу обрек он душу свою!'. Силе слов могло противостоять лишь одно оружие: еще более могущественные слова, еще более могущественная магия.
Нередко злые духи являлись к людям незваными. Особый страх внушали покойники, осужденные скитаться по земле, пока их душа не будет уничтожена. Их узнавали по характерному для мумии носу, приплюснутому из-за погребальных повязок. Такие покойники выкрадывали из колыбелей спящих детей, уводя их из-под самого носа бдительной матери. Нужно было соблюдать особую осторожность, снимая с себя одежду: по ночам призраки следили за живыми, пытаясь застать их врасплох без защитных амулетов. Чтобы оберечься от этой опасности, пользовались особым заклинанием: 'Красоты N. [имя произносящего заклинание] - красоты Осириса. Его верхняя губа - [верхняя губа] Исиды. Его нижняя губа - [нижняя губа] Нефтиды. Его зубы - маленькие мечи. Его руки - [руки] богов. Его пальцы подобны божественным змеям. Его спина подобна [спине] Кеба...'?.
Несмотря на изощренный ритуал проводов усопшего в загробную жизнь, всегда оставалась опасность, что покойник вернется в свое жилище. Чтобы этого не случилось, следовало читать пространные заклинания:
О овца, сын овцы, агнец, сын овцы, сосущий молоко матери-овцы, да не будет усопший ужален ни змием, ни змеей, ни скорпионом, ни иным гадом. Да не овладеет яд его членами, и да не войдет в него никакой покойник, ни покойница. Да не преследует его тень [какого бы то ни было] духа. Да не будут властны над ним уста змия Эм-ккаху-эф. Он - овца.
Ты, входящий, не войди ни в один из членов усопшего. О ты, слышащий его, не услышь его. О ты, обвивающийся кольцами, не обвейся кольцами вокруг него. [...]
Я произнес эти слова над священными травами во всех углах дома, после чего обрызгал весь дом святой водой вечером и на восходе солнца. Тот, кто слышит это [т.е. усопший], пребудет простертым на своем месте?.
Всемогущее слово защищало и от житейских опасностей. Египтяне, обитавшие на краю зловещей пустыни, встречали каждую ночь с тревогой. Разумеется, дом хорошо охраняли псы, готовые отогнать любого незваного гостя, но прежде чем спустить их на ночь с привязи, желательно было придать им сил магическим заклинанием:
Встань, дикий пес. Я скажу, что должен ты делать сегодня. Ты был на привязи. Разве теперь не свободен ты? Именем Гора повелеваю тебе: да будет лик твой подобен открытому небу. Да будут челюсти твои беспощадны. Пусть сила твоя [сокрушает] жертву, как [сила] бога Хар-шефи. Убивай, как богиня Аната. Да вздыбится грива твоя железными кольями. Посему будь Гором и будь Сетом. [...] Наделяю тебя силой колдовской; отними слух [у жертвы]. Ибо ты отважный, грозный страж.
Во многих заклинаниях маг отождествляет себя с богом или с несколькими божествами. Человек, на которого напали крокодилы, кричит: 'Не выступайте против меня! Я Аммон. Я Амхур, страж. Я великий владыка клинка. Я Сет', и т.д. Владыки страны считали себя близкими родственниками, сыновьями богов. Фараоны во время битвы обращались к Аммону-Ра, богу солнца, чтобы напомнить ему об этих родственных узах. Фараон не молил о победе, а требовал ее как принадлежащую ему по праву. И 'отец битв' мог ответить ему: '...Рамсес-Мериамун, я с тобой! Это я, твой отец! [...] Моя рука с тобой, и я для тебя лучше, нежели сотни тысяч'?. Высшие силы мироздания, сверхъестественные владыки мира повиновались словам смертного. Мировому порядку постоянно грозила смертельная опасность. Любой безрассудный жрец мог в любой момент перевернуть землю и небо, чтобы выполнить пожелание своего заказчика. 'Как же это возможно, - хочется воскликнуть вслед за неоплатоником Порфирием, - чтобы богов можно было принудить к повиновению,