призываются Пта, бог-покровитель художников и ремесленников, и Тот, чье магическое слово стало плотью, вызвав мир из небытия. Они должны обратить в бегство Сета-разрушителя, врага Осириса. Призывается также Шу, бог воздуха, ибо он воплощает собой дыхание, необходимое для речи. Шу стоит на земле, поддерживая небесный свод, изгиб которого подобен раскрытым устам. В незапамятные времена богам также нужно было разомкнуть уста, и это магическое действо исполнил именно Шу. Ани отождествляет себя с несколькими божествами, в том числе с Сехет и Са. Этот прием, как мы вскоре увидим, наделяет его сверхъестественной силой.
Как только завершится ритуал размыкания уст, Ани отправится в опасное и нелегкое путешествие по загробному миру. Он встретит на пути множество злых духов, но могущественные слова отгонят их прочь. В своем путеводителе, 'Книге Мертвых', Ани найдет ответы на вопросы, которые зададут ему в подземном царстве. Достигнув реки, где ожидает его старик-перевозчик, Ани скажет ему так:
'О страж таинственной ладьи, я тороплюсь, я тороплюсь, я тороплюсь. Я иду к моему отцу Осирису'.
Тогда к нему обратится корпус ладьи: 'Назови мое имя'.
'Тьма - твое имя', - ответит Ани.
Затем раздастся голос мачты: 'Назови мое имя'.
'Тот, кто ведет великую богиню по предназначенному ей пути, - твое имя'.
Затем парус велит: 'Назови мое имя'.
'Нут, богиня небес, - твое имя', - скажет Ани, и если все эти ответы он произнесет правильным тоном, они будут приняты. Ладья, по-видимому, символизирует вселенную. Корпус ладьи - Кеб, бог темной земли, вмещающей пещеры подземного мира. Мачта - это Шу, бог воздуха, который поддерживает на вытянутых руках, как на реях, изогнутое дугой тело Нут, богини небес, которую символизирует парус.
Как только писец выйдет из ладьи, его снова окликнут:
'Кто ты такой?'
Несколько голосов спросят его:
'Как тебя зовут?'
'Я - тот кто живет под цветами; обитатель его оливкового древа - мое имя'.
'Проходи', - скажут боги, и Ани достигнет города 'к северу от оливкового древа'.
Затем последуют новые вопросы и прозвучат новые ответы на тайном языке сокровенной мудрости. Только владеющий этой мудростью сможет свободно миновать двадцать один столп, пройти через пятнадцать ворот и семь залов, ведущих в палату суда.
'И что же ты видел там?' - спросят Ани о городе, который он миновал.
'Ногу и бедро', - раздастся загадочный ответ.
'Что ты дал им в уплату?'
'Да будет мне дано узреть ликование в землях Фенху'.
'А что дали тебе они?'
'Пламя огня и хрустальную скрижаль'.
'Что же ты сделал с ними?'
'Я закопал их у борозды Манаат как дары для ночи'.
'Что нашел ты затем у борозды Манаат?'
'Кремневый скипетр, имя которого - податель слов'.
'Что же сделал ты с пламенем и хрустальной скрижалью, после того как закопал их?'
'Я произнес над ними слова в борозде, я погасил огонь, я разбил скрижаль, я устроил пруд, наполнив его водой'.
'Проходи, - скажут усопшему, - и войди в двери зала двух Маат [зал суда], ибо ты знаешь нас'.
Но на этом испытания не оканчиваются, ибо нужно будет еще назвать имена дверных засовов, петель, порога и пазов. Ани узнает их из 'Книги Мертвых' и назовет. И тогда наконец двери распахнутся, и писец вступит в зал суда и предстанет перед Осирисом.
Сила слова.
Все, что человек называется своей собственностью, магическим образом становится частью его самого. Обрезки его волос и ногтей не утрачивают связи с ним; предметы, к которым он прикасался, хранят частицу его личности; и имя его - такая же часть его, как любой орган тела. Более того, он может быть связан даже с предметами, к которым никогда не прикасался: так, изображение человека соединено с ним самим прочнейшими узами. Магическая сила, заключенная в человеке, входит в его портрет или скульптурное изображение. Люди из первобытных племен нередко возражают против того, чтобы их фотографировали: они опасаются, что частица их души может попасть в руки незнакомца.
Дж. Фрэзер так описывает принципы, на которых основаны эти магические поверья: 'Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта'?. Опираясь на первый из этих принципов, который Фрэзер называет 'законом подобия', маг имитирует желаемый результат с целью добиться его в реальности. С помощью же второго принципа, 'закона соприкосновения', маг оказывает на предмет, принадлежавший