величайшее магическое действо было обречено на провал. Строители были разобщены и рассеяны по всей земле, - утверждает Книга Бытия, - вопреки истинной цели магии, состоящей в достижении единства?.
ПЕРСИЯ Заратуштра. В примитивном дуалистическом мире силам света и силам тьмы поклонялись с равным усердием. На мысль о равенстве начал добра и зла человека могли навести наблюдения за природой и раздумья о своей собственной жизни. В душе человека уживаются самые разнообразные, подчас противоречащие друг другу стремления; добро и зло в его мыслях и поступках переплетены столь тесно, что даже отличить их друг от друга удается не всегда. Более того, добрые намерения нередко порождают зло, а преступные намерения оборачиваются во благо. Оба начала кажутся вечными, и ни одно природное явление не может свидетельствовать о том, что свет рано или поздно должен возобладать над тьмой. С востока приходит благой дождь, оплодотворяющий землю, а с запада - злой дождь, несущий разрушительные наводнения. Южный ветер несет чуму и лихорадку, а северный ветер очищает воздух и изгоняет болезни. Не удивительно, что первобытный человек повсюду видит добрых и злых духов. Он призывает их на помощь, пытается улестить их молитвами и подношениями, лжет им, - одним словом, делает все, на что способен, лишь бы привлечь к себе благотворные силы и отвратить пагубные. Но, побуждаемый страхом, он воздает злым духам больше почестей, чем добрым. Если стрела охотника пролетала мимо цели, промах чаще объясняли не неопытностью стрелка, а гнусными происками злого духа. В столь примитивном мире человек был не властен почти ни над чем. Но по мере развития цивилизации человек все четче осознает свои способности и лежащую на нем ответственность. Звездная религия халдеев учила, что удача и несчастье - это вовсе не случайные события, зависящие лишь от прихоти разнообразных духов, а результат влияния небесных тел, оказывающих на землю добрые и дурные воздействия в согласии с математическими законами. Человек же, судя по всему, неспособен противостоять воле планетных богов. Однако чем дальше развивалась эта система, тем в большей мере мудрецы ставили судьбу человека в зависимость от этических ценностей. Получалось, что воля звезд в некоторой степени определяется поведением человека. События, вершащиеся на небесах, оказывались неким мистическим образом связанны с человеческими поступками, отнюдь не лишенными веса в сложной системе взаимодействий неба и земли. В VII веке до н.э. царь Ассирии Ашшурбанипал возносит молитву звезде Сириус: Говори, и боги да будут в помощь тебе, Рассуди, изреки свое предсказание, Прими воздетую мною руку, внемли моему заклятию. Сними [с меня] чары, изгладь мое прегрешение?. Судя по этому тексту, кто-то наслал порчу на царя, и он задается вопросом, не является ли это карой за некое совершенное им прегрешение. Он взывает к духу звезды с просьбой не только снять с него эти чары, но и устранить их причину - злодеяние. При этом Сириус предстает как посредник между царем и высшими божествами. Эти божества помогают духу звезды в его милосердных делах и объявляют через него свою волю. Возможно, именно во времена Ашшурбанипала мидийский пророк Заратуштра (которого греки впоследствии называли Зороастром) выступил с проповедью о том, что сколь бы могущественным и вездесущим ни было зло, его можно избегать, а в конечном счете и победить. Заратуштра очистил от неясностей древние поверья о сонмах добрых и злых духов, правителях мироздания, расколотого между Добром и Злом. Он возвел родословную мириадов этих сверхъестественных существ к двум первоначалам: царю света Ахурамазде (Ормузду) и князю тьмы Ангро-Майнью (Ариману, или Ахриману). Заратуштра ниспроверг с небесных тронов весь старый пантеон добрых духов. Однако искоренить память о них в народе было невозможно, и потому им были великодушно дарованы места в иерархии злых духов. Эти духи во главе с Ариманом противостояли добру далеко не так своевольно и беспорядочно, как демоны старых поверий. Царство зла было упорядочено по образцу царства добра. Две равные по силам армии выстроились друг против друга в боевом порядке, словно белые и черные фигуры на шахматной доске. Однако выигранное сражение не несло за собой даже краткого перемирия: борьбе Добра и Зла предстояло длиться до конца времен. Небо и землю беспрестанно сотрясал боевой клич: 'За Ормузда!' 'За Аримана!' [Илл. на стр. 13. 4. Асмодей.] Шесть верховных демонов - главные приспешники Аримана. Им соответствуют шесть верховных ангелов из свиты царя света. Ангелы эти являютсяИстория магии и оккультизма (Часть 1), страница 1История магии и оккультизма (Часть 1), страница 2История магии и оккультизма (Часть 1), страница 3История магии и оккультизма (Часть 1), страница 4История магии и оккультизма (Часть 1), страница 5История магии и оккультизма (Часть 1), страница 6История магии и оккультизма (Часть 1), страница 7История магии и оккультизма (Часть 1), страница 8История магии и оккультизма (Часть 1), страница 9История магии и оккультизма (Часть 1), страница 10История магии и оккультизма (Часть 1), страница 11История магии и оккультизма (Часть 1), страница 12История магии и оккультизма (Часть 1), страница 13История магии и оккультизма (Часть 1), страница 14История магии и оккультизма (Часть 1), страница 15История магии и оккультизма (Часть 1), страница 16История магии и оккультизма (Часть 1), страница 17История магии и оккультизма (Часть 1), страница 18История магии и оккультизма (Часть 1), страница 19История магии и оккультизма (Часть 1), страница 20История магии и оккультизма (Часть 1), страница 21История магии и оккультизма (Часть 1), страница 22История магии и оккультизма (Часть 1), страница 23История магии и оккультизма (Часть 1), страница 24История магии и оккультизма (Часть 1), страница 25История магии и оккультизма (Часть 1), страница 26История магии и оккультизма (Часть 1), страница 27История магии и оккультизма (Часть 1), страница 28История магии и оккультизма (Часть 1), страница 29История магии и оккультизма (Часть 1), страница 30История магии и оккультизма (Часть 1), страница 31История магии и оккультизма (Часть 1), страница 32История магии и оккультизма (Часть 1), страница 33История магии и оккультизма (Часть 1), страница 34История магии и оккультизма (Часть 1), страница 35История магии и оккультизма (Часть 1), страница 36История магии и оккультизма (Часть 1), страница 37История магии и оккультизма (Часть 1), страница 38История магии и оккультизма (Часть 1), страница 39История магии и оккультизма (Часть 1), страница 40История магии и оккультизма (Часть 1), страница 41История магии и оккультизма (Часть 1), страница 42История магии и оккультизма (Часть 1), страница 43История магии и оккультизма (Часть 1), страница 44История магии и оккультизма (Часть 1), страница 45История магии и оккультизма (Часть 1), страница 46История магии и оккультизма (Часть 1), страница 47История магии и оккультизма (Часть 1), страница 48История магии и оккультизма (Часть 1), страница 49История магии и оккультизма (Часть 1), страница 50История магии и оккультизма (Часть 1), страница 51История магии и оккультизма (Часть 1), страница 52История магии и оккультизма (Часть 1), страница 53История магии и оккультизма (Часть 1), страница 54История магии и оккультизма (Часть 1), страница 55История магии и оккультизма (Часть 1), страница 56История магии и оккультизма (Часть 1), страница 57История магии и оккультизма (Часть 1), страница 58История магии и оккультизма (Часть 1), страница 59История магии и оккультизма (Часть 1), страница 60История магии и оккультизма (Часть 1), страница 61История магии и оккультизма (Часть 1), страница 62История магии и оккультизма (Часть 1), страница 63История магии и оккультизма (Часть 1), страница 64История магии и оккультизма (Часть 1), страница 65История магии и оккультизма (Часть 1), страница 66История магии и оккультизма (Часть 1), страница 67История магии и оккультизма (Часть 1), страница 68История магии и оккультизма (Часть 1), страница 69История магии и оккультизма (Часть 1), страница 70История магии и оккультизма (Часть 1), страница 71История магии и оккультизма (Часть 1), страница 72История магии и оккультизма (Часть 1), страница 73История магии и оккультизма (Часть 1), страница 74История магии и оккультизма (Часть 1), страница 75История магии и оккультизма (Часть 1), страница 76История магии и оккультизма (Часть 1), страница 77История магии и оккультизма (Часть 1), страница 78История магии и оккультизма (Часть 1), страница 79История магии и оккультизма (Часть 1), страница 80История магии и оккультизма (Часть 1), страница 81История магии и оккультизма (Часть 1), страница 82История магии и оккультизма (Часть 1), страница 83История магии и оккультизма (Часть 1), страница 84История магии и оккультизма (Часть 1), страница 85История магии и оккультизма (Часть 1), страница 86История магии и оккультизма (Часть 1), страница 87История магии и оккультизма (Часть 1), страница 88История магии и оккультизма (Часть 1), страница 89