жизни на этой прекрасной земле, ибо 'это не иное
что, как дом Божий, это врата небесные' [Быт 28, 17]. Плоть, временами
хотя и тяжкая, и земля святы. И страшно жаль, когда каким-либо образом
принижается этот рай, 'ибо место, на котором ты стоишь, есть земля свя-
тая' [Исх 3, 5].
П.: 'Соответствует ли действительности то, что наши материальные тела
разделяют мудрость земли?'
Д.: 'Мудрость, любовь и могущество материи. Помни, что Абсолютная
Сущность является всем и находится во всём.
Мы знаем, что существуют более значительные реальности в более высо-
ких мирах и высшие реальности по ту сторону миров разделённости*. Но
сейчас мы находимся здесь, и этот мир является раем, в котором и от ко-
торого мы многому, очень многому можем научиться. Одно только великоле-
пие человеческого тела и небесных тел, превышает способность понимания
врачей и учёных. Мы не должны относится пренебрежительно к материи, а,
напротив, должны её уважать и правильным образом использовать.
Может ли быть лучшая школа, чем материальный мир? Если мы будем все
наши испытания и беды правильно понимать, извлекать из них наши уроки и
не очень привязываться к земным радостям и триумфам, то здесь мы найдём
многое для изучения и освоения. Завершённую комплексную школу предлагают
нам сезоны года, приливы и отливы нашей жизни, наши различные связи и
отношения, наша личная борьба, наши поражения и успехи. Здесь действует
божественный план.'
П.: 'Не можешь ли ты что-нибудь сказать о непривязанности?'
Д.: 'Внутренняя непривязанность (detachment), как мы её понимаем, оз-
начает, что ничто не остаётся переоцененным или недооцененным. Или, вы-
ражаясь по-другому, для всего есть своё место. Следует избегать того,
чтобы запутаться в материальных благах и целях и стать зависимым от них
сверх меры. Но и наоборот - мы не должны ценить только более высокие ми-
ры!Мы принципиально против любых перенятых в западный мир школ и учений,
которые создают пропасть между мирским и божественным и видят разделение
между медитативным состоянием и нормальным бодрствующим состоянии. Отри-
цание мира природы или низкого тела, которое к нему принадлежит, не слу-
жит здоровью и не заслуживает уважения.
П.: 'Из этого я могу заключить, что ты мало очарован школами и учени-
ями, которые требуют ежедневных многочасовых медитаций и ухода от мира,
который длится месяцы и даже годы?'
Д.: 'В определённых традициях такое может быть вполне уместно, но мы,
как христиане, верим в служение, а не в то, что надо уединяться от наших
ближних, которые, возможно, нуждаются в нашей помощи. Мы подчёркиваем
важность участия в мирских делах, но только не порабощение этим миром.
Так как, говорил Иешуа, 'вы не от мира, как и Я не от мира' [Ин 17, 16].
Если время от времени человек имеет возможность провести несколько
дней в горах или на море в медитации или созерцании, то это действует
очень подкрепляюще на человека и это действительно можно рекомендовать.
Слишком мало времени мы проводим на природе и до крайности мало в тиши-
не. Поэтому это очень хорошо, если мы время от времени уходим от хаоса,
но мы ведь должны и работать.'
П.: 'Что является определяющим для медитации?'
Д.: 'Позволь мне сформулировать это следующим образом: допустим, у
тебя есть саженец. Ты поместишь его на освещённое солнцем место и будешь
ежедневно поливать водой. И саженец будет расти сам по себе. Но если ты
решишь форсировать его рост и поместишь его под лучи горячего полуденно-
го солнца или начнёшь усиленно его поливать, так что его корни утонут в
воде, то саженец наверняка завянет и погибнет. То есть если упражняться
сверх меры, то возникает опасность 'перемедитировать', в результате чего
возникает крайний разрыв между временем нахождения в медитации и нашим
нормальным бодрствующим состоянием. Мы одобряем и рекомендуем продолжи-
тельность медитации порядка пятнадцати минут, два или три раза в день. Я
видел многих, слишком многих людей, которые нанесли большой вред своей
нервной системе из-за чрезмерного медитирования. Мы пребываем в этом ми-
ре и должны по-умному сотрудничать с ним.'
П.: 'Павел пишет в своём 'Послании к Римлянам': 'Ибо невидимое Его,
вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творе-
ний видимы ...' [Рим 1, 20]
Д.: 'Хорошо сказано. Одно из самых ценных упражнений, которому мы
обучаем, это исследование циклов возможностей, которые относятся ко вся-
кой