вопрос, его трудно понять, но все же это возможно. Из всего сказанного вы сможете извлечь пользу, если станете на это способны. Ребенок не может совершить то же самое, что и взрослый. Вы еще дети, маленькие дети, вы должны подрасти. С Хлебом и Водой Жизни в качестве пищи вы сможете вырасти как души, тогда вы будете в состоянии поступать должным образом. Люди, реализующие истину, видят происходящие явления по-особому.
Во времена третьего Гуру сикхов, Амар Даса, произошла такая история. Его дочь, несмотря на очень юный возраст, должна была, согласно обычаю, выйти за-муж. Жена третьего Гуру спросила Его: «Ты не заметил, что дочь твоя выросла и пришло время выдавать ее замуж? Не нужно ли тебе поискать для нее жениха?» Таков был обычай, так и сегодня принято. Гуру Амар Дас согласился и спросил: «Каким он должен быть? Молодой человек какого типа подошел бы ей?» Как раз в этот момент проходил юноша, сирота, который продавал на улице соленые зерна. Таким образом он зарабатывал себе на жизнь, так как у него не было никого на свете. Жена Гуру сказала: «Он должен выглядеть, как этот юноша». Гуру Амар Дас подумал: «Никто не похож на него более, чем он сам. Будет лучше всего, если мы позовем его». Таким образом они выдали за него замуж свою дочь.
Такие люди, как Гуру Амар Дас, смотрят не на мирское богатство. Они знают ценность души. Тот юноша стал преемником Мастера, так как он имел благородную душу. Он прилежно работал, самоотверженно служил и медитировал, и был так чист, что стал способен продолжать дело Мастера. Он стал четвертым Гуру, четвертым Мастером, так как жил в доме не в качестве зятя, а в качестве преданного ученика. А что бы он мог выиграть, если бы жил там только как зять? Самое лучшее – быть учеником и жить как ученик.
Мы должны просить Мастера о том, чтобы стать настоящими учениками. Хотя учеником быть трудно. Несомненно, Мастер принял нас в свои ученики, но как обстоит дело с нами?
МЫ ЕЩЕ НЕ УЧЕНИКИ
29 июня 1977 г., Нюрнберг/Германия
Видите ли, мы еще не ученики, хотя и называем себя таковыми. Нас только приняли в школу-Сатсанг, где мы должны стать учениками. Когда студент принят на учебу в техникум или в медицинский институт, в первый же день после приема он не претендует на то, что он уже сложившийся специалист или врач. Наоборот, он должен сначала учиться по указаниям преподавателей и выполнять все практические работы. А потом, примерно через четыре года регулярных усилий, он достигнет определенного статуса. Каждое совершенствование требует усилий и определенного времени.
Подобным образом мы получили во время Посвящения практические указания. В этом виде йоги совсем мало теории, но больше практики, так как практика – фундамент теории. Когда мы уходим внутрь и видим все сами, мы не зависим от книжного знания, потому что наш собственный внутренний взор постигает все существующее. Вначале нам еще нужно пользоваться помощью книг. Но все-таки книги не могут передать нам то, что находится в нас.
Духовность приобретается опытом, личным опытом на высшем уровне. Духовность – дело не чувств, разума или интеллекта. Речью или книгами на любом языке этого мира ее передать невозможно. Духовность – дело практическое, и наше Я должно ее непосредственно узнать и пережить. И тот, кто ею наслаждается, не может ее объяснить, потому что она неописуема.
Ни в одном искусстве этого мира мы не можем сразу достичь высшего совершенства. Чтобы достичь высшей квалификации в мирской профессии, нам необходимо несколько лет подряд тратить на это по восемь, десять или даже более часов ежедневно. Студент должен по шесть или восемь часов в день бывать в университете на занятиях, а после этого еще два-три часа работать дома. Через 15 или 20 лет учебы человек может считаться образованным.
Но Духовность – понятие намного более обширное. Настолько обширное, что потребовалось бы много веков, чтобы завершить путь ее реализации. Люди прошлого старались достичь ее, работая день и ночь. Они покидали свою семью и все свое имущество и уходили в леса, пещеры или горы и трудились над этим изо дня в день. Но даже через множество жизней они не могли ничего достичь, потому что это дело очень сложное, необъятное и непостижимое. Его нельзя постичь даже за множество жизней. Но как замечательно, что милостью Силы Бога, которая действует через Мастера, оно становится легким, простым и надежным, самым легким путем, самым легким из искусств и наук этого мира.
Мастер не просит нас посвящать все наше время медитации, но мы должны медитировать ежедневно хотя бы одну десятую часть