когда он опять занимался стрельбой, тот самый мастер, который не принял его, проходил мимо со своими учениками. Он был поражен высокими искусством и ловкостью стрелка, какими не владел ни один из его учеников, и спросил: «Скажи, кто твой мастер?» В ответ он услышал: «Ты мой мастер!» – «Но ведь я не принял тебя, как же ты можешь назвать меня своим мастером?» Ответ был: «Хотя ты меня не признал, зато я признал тебя. И вот стоит твой портрет». Тут мастер понял, что перед ним действительно стоял его ученик, истинный ученик. Другие, которые его не так почитали и не так часто вспоминали, не смогли достичь таких успехов. А этот человек научился многому, причем даже лучше, чем другие, сделав себя сам учеником и развив восприимчивость.
Восприимчивость можно развить путем постоянного мысленного обращения. Даже если мы хотим изучить какое-то простое дело, достаточно прийти к человеку, компетентному в этой области, и полюбить его. Тогда его искусство перейдет к нам без наших усилий. Мы учимся у него уже тогда, когда думаем о нем. Все дело в той же восприимчивости, рождающейся из любви к мастеру.
Подобное происходит и в отношении Духовного Мастера. И мой Мастер часто советовал: «Если вы думаете о Мастере, который покидает свое тело и пребывает на высших уровнях, тогда вы тоже сами по себе начнете покидать физическое тело и устремляться в высшие сферы. Это обязательно наступит благодаря тому, что вы думаете о Нем и развиваете к Нему любовь. Это происходит благодаря восприимчивости, которая рождается из постоянных воспоминаний о Мастере и развитой к Нему любви». Так, в вас появятся все хорошие качества и добродетели. Если же вы будете думать о плохом, то наполните себя этой негативностью.
Нам не рекомендуется думать о мире плохо или хорошо. Попробуйте думать о чем-то лучшем, чтобы достичь бόльшей пользы. Правда, лучше думать о хорошем мире, чем о плохом, но еще лучше думать о чем-то лучшем. Если в вашей жизни встречается что-то плохое, не думайте о нем, даже если вы хотите это покритиковать. Некоторые люди замечают все негативное (например, как кто-то совершил недостойный поступок) и рассказывают об этом другим, чтобы покритиковать, выставить на всеобщее обозрение чью-то подлость, например, и иметь интересную тему для разговора. Но так поступать вредно, так как в то время, когда вы обсуждаете плохого человека и его злые дела, вы становитесь связанными с ним и его поступками, и они влияют на вас. Вы принимаете их в себя и становитесь на один уровень с ними. Так действует закон, независимо от того, знаем мы его или нет.
У Святых с самого начала духовного пути в их мышлении проявлялось смирение, и, чем выше они поднимались, тем смиреннее становились их сердца и поступки. Высокомерный же и самолюбивый человек, наоборот, будет критиковать других, как вы можете это заметить. Если же Святой поднимается до больших высот и достигает определенной степени чистоты, то он никогда никого не упрекает. Вместо этого он будет искать свои собственные ошибки: «Здесь я допустил промах. Это моя вина...»
Наша склонность к осуждению других зависит от нашего видения и нашего состояния. Это одна из причин, почему нам было указано вести дневник. Мы должны учиться узнавать свои ошибки и не думать об ошибках других. Если мы избавимся от своих недостатков, то перестанем видеть их у других. Чем больше недостатков у нас, тем больше мы их замечаем, но особенно и в первую очередь – у других!
Ничто не является само по себе хорошим или плохим, но наши мысли делают это таковым. Наши негативные мысли. Мой Мастер часто приводил следующий пример.
Ночью кто-то бродит по улице. На своем пути он встречает вора. Вор думает: «Вот идет такой же вор, как и я. Он, наверняка, ищет возможность совершить кражу. Сейчас два или три часа ночи, никто не проснется». Затем путник встречает Святого, вышедшего из своего дома, чтобы найти пустынное место для медитации. Святой думает о встречном: «О, вот идет еще один человек, он так же, как и я, ищет место для медитации».
Каким образом думал каждый из них? Оба думали по-своему: прохожий был один и тот же, а два человека, видевших его, думали и оценивали его соответственно своим взглядам. Мы пытаемся увидеть в других то, что отвечает нашему образу мышления. Это объясняется на следующем примере.
В саду лежат жемчуг и отбросы. Если туда прилетит ворона, она найдет там мусор и грязь и на вопрос, что она там нашла, ответит: «О, я нашла там падаль и груды мусора, это было замечательно!» Лебедь же, символизирующий душу, посетив тот сад, найдет там жемчуг.