желаний, а потому и сил поступать против общества и воспитания, хотя против собственной природы в чем-то они уже могут идти – т.е. действовать на благо других.
Выше по духовному уровню развития находится так называемый, животный уровень, поскольку данные ему Творцом желания развивают его носителей настолько, что их может удовлетворить возможность независимо от других передвигаться и, в еще большей степени, чем растения, самостоятельно мыслить для удовлетворения своих желаний.
То есть у каждого животного есть свой индивидуальный характер и чувства, независимые от окружения. И поэтому человек этого уровня развития может идти вопреки эгоистической природе и уже в состоянии действовать на благо ближнего.
Но хотя он уже независим от коллектива и обладает своей личной жизнью, т.е. его внутренняя жизнь может не зависеть от мнения общества, он все еще не в состоянии чувствовать никого, кроме себя.
Находящийся на человеческом, так называемом, говорящем уровне развития, уже в состоянии действовать против своей природы, не подчиняется коллективу, как растение, т.е. совершенно независим от общества в своих желаниях, чувствует любое другое создание и потому может заботиться о других, помогать им в исправлении тем, что страдает их страданиями, в отличие от животного, чувствует прошлое и будущее и потому в состоянии действовать, исходя из осознания конечной цели.
Все миры и ступени, на которые они делятся, представляют собою как бы последовательность стоящих друг за другом экранов, скрывающих от нас (свет) Творца.
По мере того, как в нас появляются духовные силы противодействовать собственной природе (соответственно каждой силе), соответствующий экран исчезает, как бы растворяется.
Эта последовательность экранов скрывает от нас Создателя. Эти экраны существуют в нас самих, в наших душах, а кроме наших душ с задерживающими «экранами», все, что вне нас – это сам Творец.
Мы можем ощутить только то, что проникает в нас сквозь экран. Все, что вне нас, совершенно неощущаемо нами. Как в нашем мире, мы видим лишь то, что, попадая в поле зрения, отпечатывается на внутренней поверхности глаза.
Все наши знания о духовных мирах – это то, что постигли и ощутили души каббалистов и передали нам. Но и они постигли то, что было в их духовном поле зрения. Поэтому все известные нам миры существуют только относительно душ.
Исходя из вышесказанного, все мироздание можно разделить на три части:
1. Творец – о котором мы не можем говорить по той причине, что можем судить только о том, что попадает в наше духовное поле зрения, проходя сквозь экраны.
2. Замысел творения – то, с чего мы можем начать говорить, т.е. с чего начинаем постигать замысел Творца. Утверждают, что он заключается в наслаждении созданий.
Кроме как об этой связи Творца с нами, мы не можем более ничего сказать о Нем, ввиду отсутствия всякой иной информации. Творец захотел, чтобы мы почувствовали Его влияние на нас как наслаждение и создал наши органы чувств такими, чтобы Его воздействия мы воспринимали как наслаждение.
А поскольку все ощущается только душами, мы не можем говорить о самих мирах вне связи с тем, кто их ощущает, потому что без восприятия душ сами миры не существуют. Ослабляющие экраны, стоящие между нами и Творцом, это и есть миры. «Олам» – от слова «алама» – скрытие. Миры существуют только для передачи какой-то доли исходящего от Творца наслаждения (света) душам.
3. Души – нечто созданное Творцом, ощущающее само себя как индивидуально существующее. Но это сугубо субъективное чувство, ощущаемое душой, т.е. нами, как свое «я», специально так создано Творцом в нас. Относительно же Творца мы являемся Его интегральной частью.
Весь путь человека от его начального состояния и до полного слияния по свойствам с Творцом делится на пять ступеней, каждая из которых, в свою очередь, состоит из пяти подступеней, в свою очередь также состоящих из пять подступеней – итого 125 ступеней.
Каждый находящийся на определенной ступени получает от нее те же ощущения и влияние, которые получают все находящиеся на этой ступени и имеющие одинаковые духовные органы чувств, и потому чувствует то же, что и все находящиеся на этой ступени. Это подобно тому, что все находящиеся в нашем мире, имеют одинаковые органы чувств и, соответственно им, одинаковые ощущения и не могут ощущать других миров.
Поэтому книги по Каббале понятны лишь тем, кто достиг ступени, на которой находится и о которой повествует автор, поскольку тогда у читающего и автора есть общие ощущения, как у читающего обычную книгу и писателя, описывающего