своему «противнику», Творцу, но и переходит на его сторону, называется получением ради Творца (лекабэль аль минат леашпиа). Естественный выбор поступков и мыслей человека таков, что подсознательно или сознательно он выбирает тот путь, на котором может получить большие наслаждения, т.е. пренебрегает малыми наслаждениями, предпочитая им большие. В этих поступках нет никакой свободы воли, права выбора.
Но у того, кто ставит своей целью выбирать решение на основе критерия правды, а не наслаждения, появляется право выбора, свобода решения, потому что согласен идти путем правды, хотя и приносящим страдания. Но природное стремление тела – избегать страданий и искать наслаждений любым путем, и оно не позволит человеку действовать, руководствуясь категорией «правда». Те, кто выполняют заповеди из веры в вознаграждение и наказание, также не преследуют цели ощутить величие Творца, потому что их целью является получение вознаграждения в нашем или в будущем мире, и это является причиной выполнения Торы и Заповедей. Поэтому нет у них связи с Творцом, ибо не нуждаются в Нем, настолько что если бы Творец не существовал вообще, а вознаграждение исходило бы из любого другого источника, они бы также выполняли его желания.
Тот же, кто стремится выполнить желания Творца, т.е. должен ставить свои желания ниже желания Творца, обязан постоянно заботиться об ощущении величия Творца, дающем силы выполнять волю Творца, а не свою. И в той мере, в какой человек верит в величие и силу Творца, он может выполнять Его желания. Поэтому все усилия человек должен сосредоточить на углублении ощущения величия Творца.
Так как Творец желает, чтобы мы почувствовали наслаждение, Он создал в нас желание наслаждаться. Кроме этого желания, нет в нас никакого иного свойства, и оно диктует все наши мысли и поступки, программирует наше существование.
Эгоизм называется злым ангелом, злой силой, потому что повелевает нами свыше, посылая нам наслаждение, и мы поневоле становимся его рабами. Состояние беспрекословного подчинения этой силе, покупающей нас наслаждениями, называется рабством или изгнанием (галут) из духовного мира.
Если бы у этого ангела не было, что дать, он не мог бы властвовать над человеком. И человек если бы мог отказаться от наслаждений, предлагаемых эгоизмом, он не был бы порабощен им.
Поэтому человек не в состоянии выйти из рабства, но если пытается это сделать – что расценивается как его выбор – то Творец помогает ему свыше тем, что изымает наслаждения, которыми эгоизм порабощает человека, и тогда он в состоянии выйти из-под власти эгоизма и стать свободным, а попадая под влияние духовно чистых сил, ощущает наслаждения в альтруистических действиях и становится рабом альтруизма.
Вывод: человек является рабом наслаждения. Если наслаждения человека от получения, то он называется рабом эгоизма (фараона, злого ангела и пр.). Если наслаждения его от отдачи, то называется рабом Творца (альтруизма). Но без получения наслаждения человек не в состоянии существовать, такова его суть, таким его создал Творец, и в этом его изменить нельзя. Все, что должен сделать человек, это просить Творца дать ему желание альтруизма. В этом выбор человека и его молитва (алият ма'н, итарута дэ летата).
Правильное (действенное) обращение к Творцу состоит из двух этапов. Вначале человек должен осознать, что Творец абсолютно добр ко всем без исключения, и все его действия милосердны, какими бы неприятными они не ощущались. Поэтому и ему Творец посылает только самое наилучшее, наполняет его всем необходимым, и ему не о чем просить Творца.
В той мере, в которой он доволен получаемым от Творца, в каком бы ужасном состоянии он ни находился, в той же мере человек может благодарить Творца и превозносить Его – настолько, что уже нечего добавить к его состоянию, ибо доволен имеющимся (самэах бэ хэлько).
Вначале, за прошлое, человек всегда обязан благодарить Творца, а затем, на будущее – просить. Но если человек чувствует недостаток в чем-то, то он в той же мере, в какой чувствует его, удален от Творца, поскольку Творец абсолютно совершенен, а человек ощущает себя несчастным. Но придя к ощущению, что все, что имеет, это самое лучшее, – так как Творец послал ему именно это состояние, а не иное – он становится ближе к Творцу и уже может просить на будущее.
Состояние «доволен имеющимся» (самэах бэ хэлько) может быть у человека даже только от осознания того, что не он, а Творец дал ему такие обстоятельства: вот он читает книгу, говорящую о Творце, бессмертии, высшей цели жизни, доброй цели творения,