ее движений ощущается как время, называемое «годом».
Даже самая нижняя духовная ступень уже дает ощущение полного совершенства – настолько, что человек только верой выше разума постигает, что его состояние – это всего лишь «духовные отходы» более высокой духовной ступени. И только поверив в это, он может подняться еще выше, на тот духовный уровень, в который поверил и который возвысил в своих глазах больше, чем свое ощущение совершенства.
Наше тело настолько автоматически действует по законам своей эгоистической природы и по привычке, привыканию, что если человек будет постоянно говорить себе, что желает только духовного возвышения, то в конце концов возжелает этого, потому что тело посредством таких упражнений примет это желание как природное (привычка – вторая натура).
В состоянии духовного падения следует верить в сказанное: «Израиль в изгнании, Творец с ними» (Исраэль ше галу, шхина имахэм). Когда человек в апатии и чувстве безысходности, то ему кажется, что и в духовном нет ничего притягательного, что все находится на том уровне, на котором он находится сейчас. И надо верить, что это его личное ощущение, из-за того, что он в духовном изгнании (галут), и потому Творец также в ощущении человека нисходит в изгнание, не ощущается.
Свет, распространяющийся от Творца, проходит четыре стадии до создания эгоизма. И только последняя, пятая стадия (малхут) называется творением, потому что ощущает свои эгоистические желания насладиться светом Творца. Первые четыре стадии – это свойства самого света, которыми он нас создает. Самое высшее свойство, свойство первой стадии – желание насладить будущее творение – принимается нами за свойство Творца.
Эгоистическое творение (пятая стадия развития) желает противостоять своей эгоистической природе и быть подобным первой стадии. Оно пытается это сделать, но это удается лишь отчасти.
Эгоизм, способный хотя бы в некоторой своей части противостоять себе и быть подобным по действию первой стадии, называется (мир) Олам Адам Кадмон.
Эгоизм, который может быть подобен второй стадии, называется (мир) Олам Ацилут.
Эгоизм (часть пятой стадии), который уже не может быть подобным ни первой, ни второй стадиям, а только третьей – называется (мир) Олам Брия.
Эгоизм (часть пятой стадии), который не имеет сил противостоять себе, чтобы быть подобным либо первой, либо второй, либо третьей стадиям, а только может быть подобным четвертой стадии развития света, называется (мир) Олам Ецира.
Оставшаяся часть пятой стадии, которая не имеет сил быть подобной ни одной из предыдущих стадий, а только может пассивно сопротивляться эгоизму, оградить себя от получения наслаждения и не более (действие, обратное пятой стадии), называется (мир) Олам Асия.
В каждом из миров есть пять подступеней, называемых парцуфим: кэтэр, хохма, бина, зэир ампин, малхут. Зэир ампин состоит из шести подсфирот: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод.
После создания пяти миров был создан наш материальный мир, находящийся ниже мира Асия, и человек в нем. В человеке заложена небольшая порция эгоистического свойства пятой стадии. Если человек поднимается в своем духовном развитии снизу вверх внутри миров, то часть эгоизма, находящаяся в нем, а также все те части миров, которые он использовал для своего подъема, становятся подобными первой стадии, свойству Творца. Когда вся пятая стадия станет подобной первой, все миры придут к цели творения (гмар тикун).
Духовным корнем времени и места является отсутствие света в общей душе, где духовные подъемы и спуски дают ощущение времени, а место будущего заполнения светом Творца дает ощущение пространства в нашем мире.
На наш мир последовательно влияют духовные силы и дают ощущение времени, ввиду изменения своего влияния. Поскольку два духовных объекта не могут быть как один, отличаясь своими свойствами, то они действуют один за другим, сначала более высокий, а затем более низкий и т.д., что дает в нашем мире ощущение времени.
Для успешной работы по исправлению эгоизма в нас сотворены три инструмента: чувства, разум и воображение.
Духовный материал и форма: материал представляет собой эгоизм, а форму его определяют противостоящие ему силы, по аналогии с нашим миром.
Наслаждения и страдания определяются нами соответственно, как хорошее или плохое. Но духовные страдания являются единственным источником развития и продвижения человека. Духовное спасение есть совершенство, получаемое на основе сильных отрицательных ощущений, воспринимаемых как сладостные, поскольку левая линия возвращается к правой, и тем самым