нас, потому что нет таких желаний (келим дэ ашпаа) у человека, но надо пытаться познать «к Кому» должен стремиться. Это проверка истинности стремления к Творцу, ведь при искреннем желании Творца все остальные мысли и желания исчезают, как свет свечи исчезает в свете факела.
До появления ощущения Творца, каждый человек ощущает себя, как единственного в мире. Но поскольку лишь Творец единственен – ибо только Он в состоянии дать наслаждение всему миру, а мы абсолютно противоположны этому желанию – то при первом же ощущении Творца человек приобретает, пусть временно, те же свойства. И это называется ки нэр бифнэй авука.
Все, чего человек должен достичь в этом мире, – это жить в нем по закону духовного мира.
Быть постоянно связанным (давук) с Творцом – означает верить в то, что все плохое, что человек чувствует, тоже исходит от Творца, посылается Творцом.
Есть Творец и творение – человек, не ощущающий Творца, а лишь способный «верить» в существование и единственность Творца, в то, что только Творец существует и всем управляет (слово «верить» взято в кавычки, потому что вера в каббалистическом смысле означает именно ощущение Творца).
Единственное, чего человек желает, – это получать наслаждение. Таким его создал Творец. И это цель творения, желание Творца. Но человек должен наслаждаться в том же виде, что и Творец.
Все, что когда-либо происходило, происходит или произойдет с каждым из нас, все хорошее или плохое, заранее планируется и посылается нам Творцом. В конце исправления (гмар тикун) мы все убедимся в том, насколько все это было необходимо для нашего блага.
Но пока каждый из нас находится на пути своего исправления, этот путь воспринимается нами как долгий, тысячелетний, горький, кровавый и необычайно болезненный, и как бы ни был готов к очередному удару человек, как только он ощущает на себе какое-либо неприятное воздействие, он забывает, что это исходит от той же единственной в мире силы, от которой исходит все, а он, человек, представляет собой лишь материал в руках Творца, и начинает представлять себя самостоятельно действующим лицом, а причиной неприятных обстоятельств считать себе подобных, а не Творца.
Поэтому самое важное, чему мы должны научиться в этом мире, не просто заранее понимать, что все исходит только от Творца, но не поддаваться мешающим чувствам и мыслям во время самых трагических событий, не начинать вдруг мыслить «самостоятельно», будто то, что с нами в данный момент происходит, исходит от подобных нам, а не от Творца, что исход дела тоже зависит от людей или обстоятельств, а не от Творца.
Но научиться этому можно только на своем опыте, и во время учебы человек забывает о причине происходящего с ним, о том, что все это для того, чтобы взрастить его, а забываясь, впадает в ложное ощущение отсутствия управления и полного сокрытия Творца.
Происходит этот процесс следующим образом: Творец дает человеку знание и ощущение того, что только Он, Творец, управляет миром, а затем посылает человеку пугающие, полные неприятных последствий жизненные обстоятельства.
Неприятные ощущения настолько захватывают человека, что он забывает о том, кто и с какой целью посылает ему эти удары. Время от времени в процессе этого «эксперимента», человеку дается осознание – почему это с ним происходит, но под усилением неприятных воздействий это ощущение пропадает.
Но даже когда человек вдруг «вспоминает», Кто и зачем посылает ему такие страдания, он не в состоянии убедить себя отнести их к Творцу и просить только Творца о спасении, а одновременно со знанием того, что это исходит от Творца, ищет самостоятельно пути своего спасения.
Подобные ощущения можно умозрительно представить в следующей картине:
1) на пути человека к Творцу находится нечистая, отвлекающая, пугающая сила или мысль, и человек должен сквозь нее пробиваться к Творцу, чтобы соединиться с Ним;
2) человек находится рядом с Творцом, как ребенок на руках матери, а посторонние силы-мысли хотят оторвать его от Творца, чтобы перестал чувствовать Его и ощущать Его управление;
3) Творец якобы поручает человеку охранять нечто важное от своего врага, тот нападает, и человек отчаянно вою-ет с ним.
По окончании борьбы человека с его врагом, человеку становится ясно, что он воевал только с помехами, посылаемыми самим Творцом для обучения и возвышения. В итоге этой внутренней борьбы человек получает знания о себе и об управлении и любовь к Творцу – видя в конце борьбы, с какой целью прежде посылались Творцом все препятствия.
Воспитание человека должно состоять не в принуждении