горькому и длительному изгнанию, выход из которого возможен только изучением Истинной Мудрости – хохмат эмэт – Каббалы. Только с помощью книги «Зоар» (Насо, 124) «возвратятся сыны Израиля из изгнания».
Еще пророк Элиягу предсказал рабби Шимону, что этот грех от Адама будет тянуться до наших дней, пока не вернемся с любовью к изучению истинной мудрости – и тогда лишь вернемся из изгнания.
«Зоар» (Толдот, 139) объясняет причину длительности нашего изгнания так: «Весь народ Израиля делится как бы на три группы. Первая группа – простой люд. Вторая – мудрецы, занимающиеся простым толкованием Торы, третья – каббалисты.
О первой группе сказал Творец: «Меня они не знают». Третью группу он назвал «сыновья мои». А вторую группу, отвергающую изучение Каббалы и занимающуюся лишь простым толкованием и притом утверждающую, что это и есть Тора, назвал «злыми мудрецами, не умеющими делать добро». И Он, Творец, не помогает им. А они лишь бесконечно повторяют свои простые, грубые объяснения и пильпулим (запутанности), и они-то – причина всех страданий.
Первая группа подобна животным. Душа их животная, и умирают они, как животные. Все их занятие в заселении земли, а все их стремления – к насыщению тела. Поэтому они опустошают душу. «И Меня не познают они, – сказал Творец, – ведь далеки они от Торы, называемой Жизнью, и потому мертвы для будущего мира» (олам аба).
Вторая группа – мудрецы, занимающиеся Торой, душа их спускается с неба, а не поднимается с земли, как у первой группы, но нет света в их Торе, поскольку их Тора – грубые овеществленные оболочки нашего мира, которыми оперирует Талмуд. И совершенно скрыты от них 32 потока высшей мудрости «13 правилами толкования» Талмуда. Изучащие лишь Талмуд подобны грызущим стены, их глаза не видят истинной Торы.
Те, кто посвящает себя Каббале, – сыновья Творца – получают ключи от Врат Жизни – и обращается тьма нашего мира в свет всех миров, и тьма Талмуда в его простом толковании нашего мира обращается каббалистическим толкованием в свет, и вся их Тора – свет! И все трудности толкования Талмуда обращаются ими в яркий, широкий путь.
Речь не идет о бесполезности изучения Талмуда. Ведь тот же рабби Акива – единственный вышедший из Пардеса, т.е. постигший все миры и их тайны, еще будучи в нашем мире, занимался его толкованием. Но занимающиеся только простым изучением Талмуда надевают как бы траурные одежды на Тору, и их укоряет каждый день голос, исходящий из горы Хорэв: «Ой! Им – принижающим, стыдящим Тору».
Правы народы мира, говорящие что в вашей Торе, ведь она всякие легенды. И горе вызывающим подобное отношение к Торе. Они удлиняют наше изгнание и умножают наши страдания, но все равно не желают заниматься Каббалой, придумывая всевозможные доводы-оправдания.
Да и зачем им это – ведь и так они слывут мудрецами. Но глупость в глубине их глаз. Так и Авраам назвал Элиэзера – одним из народа ослов, поскольку тот хотя и учил Тору у самого Авраама, но не удостоился увидеть Шехину – Божественное свечение.
Так и все, от мала до велика, преследующие в своих занятиях только простое изучение и не желающие постигать Истинную Мудрость, выискивают себе всякие оправдания и утверждают, что нет Торы, кроме их толкований. Нет сомнения, что нет им доли в будущем мире – ведь там удел лишь занимающихся тайной Торой, а «кто не работал до субботы, что будет есть в субботу?...»
Занимающийся же Каббалой зовется сыном Творца. О нем сказано: «это – Человек!». Ведь все его помыслы – вверх, к своему Создателю.
Не имеет значения, каковы мнимые причины у отстраняющихся от изучения Каббалы. Достаточно им того, что у них есть, и если они довольны имеющимся, то этим они удлиняют наше изгнание».
Изучение Каббалы возбуждает жажду ощущения, приближение к Творцу. В Талмуде (Хагига, 14) описывается, как предстают пред Творцом трое: изучавший Пятикнижие, изучавший Мишна, изучавший Талмуд. Спрашивает их Творец: «Занимались ли вы Каббалой, стремились ли познать Мое Величие? – ведь нет большей Мне радости, чем видеть мудрецов, углубленных в Каббалу».
Сами танаим (составители Талмуда) утверждают тем самым, что, не изучая Каббалу, человек совершенно не выполняет обязанности изучения Торы. Человек обязан всеми своими силами стремиться к познанию Каббалы. Ведь именно этим доставляет он радость Творцу, видящему сыновей Своих, постигающих Им созданное, постигающих Его Величие.
В то время как ни Мишна, ни Талмуд, ни законы и правила выполнения заповедей не дают никакого представления о Творце и Его творении. Напротив, есть законы, с которыми разум