ограничений и непре-
одолимых преград.
Но есть иное посмертное состояние, на мой взгляд, гораздо бо-
лее тяжелое. За время моего здешнего пребывания мне не раз приходи-
лось видеть мужчин и женщин, погруженных в состояние глубочайшего
сна, с лицами, лишенными всякого выражения. Вначале, не понимая
причины их сна, я пробовал разбудить одного из них; но мне не уда-
лось. Я возвращался к нему снова и снова, и находил его в прежней
летаргии.
Однажды, когда я был с Учителем, увидав одну из таких бессоз-
нательных форм, и попросил у него объяснения. От него я узнал, что
это - те люди, которые отрицали бессмертие души. Они остаются в
состоянии глубокого сна до тех пор, пока непреодолимый закон ритма
не извлечет их из этого состояния бессознательности для нового воп-
лощения. На мой вопрос - возможно ли вырвать их из этого состояния,
Учитель ответил, что это возможно. Но для того, чтобы противодейс-
твовать той силе, которая держит человека в таком состоянии глубо-
кого сна, чтобы нарушить тот зарок, который сам человек наложил на
свою душу, когда требовал бессознательности и уничтожения для себя,
чтобы противодействовать этому, нужно пустить в ход силу более мо-
гущественную. Эта сила - воля.
Моя неудавшаяся попытка сказала мне, что для такого пробужде-
ния нужна воля более могущественная, чем обыкновенная человеческая
воля, и я спросил Учителя, не могу ли я присутствовать при таком
пробуждении. Из последовавшего ответа мне стало ясно, что должна
быть очень серьезная причина - может быть, подвиг добра в прошлом
такого человека, чтобы Учитель мог стать между ним и законом причин
и последствий, который тот самовольно привел в действие.
Через некоторое время Учитель дал мне возможность наблюдать
такое пробуждение. Я сожалею, что не могу передать вам, каким спо-
собом совершилось это поразительное воскресение из кажущейся смер-
ти. Представьте себе у ног Учителя существо с виду мертвое, с ли-
цом, лишенным всякой жизни и выражения; и над ним божественно прек-
расная фигура Учителя с выражением могучей силы на лице, с глазами,
сияющими глубокой мыслью. Он указал мне на еле заметный свет, исхо-
дивший из безжизненного тела. Я его видел, но Учитель видел гораздо
более: в этом бледном излучении для Него было видно все прошлое то-
го человека.
Сцена, которая последовала затем, была так величественно прек-
расна, что она напоминала мне 'Воскресение Лазаря'. 'Душа человека
бессмертна', - сказал Учитель, пристально глядя в полу-раскрывшиеся
глаза пробужденного человека. И затем - тоном непреодолимого пове-
ления: 'Встань!'.
Человек поднялся с усилием, и хотя тело его не имело почти ни-
какого веса, видно было, как ему трудно вырваться из своей летар-
гии. Постепенно сознание возвращалось к нему, и слова Учителя начи-
нали действовать на него.
Эти слова прежде всего напомнили проснувшемуся о его прошлом.
О том, как он заблуждался в своих теориях, о том, что смерти нет, а
есть лишь закон ритма, который понуждает душу вступать в плотную
материю и выступать из нее так же, как в океане чередуется прилив и
отлив, а в сознании сон и бодрствование.
Приведя проснувшегося человека к полному сознанию, объяснив
ему его положение, Учитель передал его одному из своих учеников.
Последний должен был проводить перед сознанием проснувшегося то,
что можно было бы назвать панорамой вечности, и делать это до тех
пор, пока она не запечатлеется неизгладимо в его сознании. Когда
это запечатление произойдет, проснувшийся возвратится на землю и
должен будет убеждать других сомневающихся и неверящих. Равновесие
нарушенной правды будет восстановлено тогда, когда ему удастся об-
ратить к сознанию бессмертия столько людей, сколько он в прежнем
совратил, распространяя свои лживые материалистические понятия о
смерти.
Оставшись один, я долго размышлял в сердце своем обо всем ви-
денном и слышанном.
П и с ь м о 35.
НИЗШАЯ СФЕРА
В одном из моих посещений к вам я начал рассказ о том, что
можно было назвать адом; но я был отозван, и письмо мое осталось
неоконченным. Этот раз я хочу продолжить начатое.
Прежде всего, нужно знать, что существует много видов ада, и
они, по большей части, дело наших собственных рук. Это - одна из
тех банальностей, которые основаны на фактах.
Однажды, руководимый желанием найти тот особый вид ада, к ко-
торому должен