через них, у них бы-
вают странные сны и видения,которые можно назвать прозрением в
прошлые воплощения нерожденного ребенка. Они видят неведомые стра-
ны, в которых зарождающееся в них существо жило в прошлом; они ис-
пытывают желания, в которых сами не могут отдать себе отчета - от-
ражение желания, которое не более, как скрытое влечение нерожденно-
го; они испытывают непонятные страхи, которые не более, как отго-
лоски его прежних страхов и недугов. Мать, которая питает действи-
тельно великую душу, может в течение этого периода созидания сама
вырасти духовно в такой мере, которая намного превышает ее собс-
твенные нормальные возможности. Тогда как мать нерожденного прес-
тупника испытывает нередко такие странные извращения, которые сов-
сем не соответствуют обыкновенному настроению ее души. Если бы жен-
щины были достаточно сознательны и осведомлены, они могли бы по
своим ощущениям и мыслям судить о том, какого рода души готовятся
стать их детьми; зная это, они могли бы подготовить себя для соот-
ветствующего руководства своих детей. Требуется больше знаний, как
тут, так и везде.
Таким образом, и по случаю перехода Ляйонеля, я научился
кое-чему, как ежедневно учусь, благодаря моему новому опыту.
П и с ь м о 34.
ЖЕРТВЫ СОБСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Неудивительно, что дети, как бы стары и мудры ни были их души,
должны в каждой новой жизни переучивать относительные ценности всех
вещей по искусственным меркам вашего мира; ибо здесь эти мерки те-
ряют свое значение.
И люди, которые придавали значение только этим искусственным
меркам, должны неизбежно страдать в здешнем, более естественном ми-
ре. Недавно меня поразила одна леди, только что перешедшая сюда и
не нашедшая ни одной близкой души, которая была бы сколько-нибудь
близка для нее. Даже мать не встретила ее. Это меня очень удивило,
так как я знал, что дух матери, если он еще не возвратился на зем-
лю, испытывает особого рода толчок, как бы внутреннюю дрожь, когда
дитя, которому она дала жизнь на земле, приближается к рождению в
духовный мир - дрожь, которую можно назвать сочувствием родовому
страданию, последним нежным отзвуком материнства.
Женщина эта была до того одинока, что я стал искать в числе
знакомых мне духов такого, который мог бы посвятить ей свое время,
но, к сожалению, между ними не было тех леди, которые вяжут крючком
и сплетничают в нашем мире так же, как они это делали в вашем.
Не удивляйтесь! Думаете ли вы, что привычки всей жизни могут
быть сброшены в один миг? Мы знаем, что во всей природе не бывает
внезапных скачков; почему бы им быть при той перемене, которую мы
называем 'смертью'? Как женщины на земле мечтают о своих рукодели-
ях, так делают они и здесь. В этом мире так же возможно вязать, как
в вашем мире - возможно предаваться мечтам.
Поймите, что этот мир по существу своему не более священен,
чем ваш мир, и не более таинственен для того, кто живет в нем. Для
серьезной души все состояния священны, кроме профанации, которая
встречается и здесь, как на земле.
Женщина, о которой я сейчас вспоминаю, жила и действовала од-
ной только условной, так называемой, светской жизнью, и это - до
такой степени, что у нее не оказалось ни единой, переживающей зем-
ную жизнь связи, той связи, которая создается внутренней близостью.
И, конечно, она не могла чувствовать себя счастливой в новых усло-
виях жизни.
В другой раз я встретил одну из своих знакомых, госпожу **,
которая горько жаловалась на обитателей этого мира за то, что все
они интересуются чем-нибудь своим и совсем не хотят иметь с ней де-
ла. Когда же из ее жалоб оказалось, что она стремилась всех посвя-
щать в свои личные неудовольствия, мне стало ясно, почему никто не
хотел слушать ее. Бедняжка не понимала, что наши тревоги так же ма-
ло интересны для других в этом мире, как и на земле. И что порази-
тельно, - она продолжала испытывать здесь воображаемые неприятности
совсем так же, как на земле: все было ей не по вкусу, всем она была
недовольна. Этой душе я помог тем, что повернул фокус ее внимания
на религиозные переживания здешнего мира и показал ей ортодоксаль-
ное небо, о котором уже говорил в одном из писем.
Здесь, в настроении этих двух леди, меня поразило, до какой
степени все свойства внутренней жизни человека переносятся сюда, и
в этом мире, где можно жить так привольно и свободно, свойства эти
как бы возрождаются вновь, в виде воображаемых