иначе?
'Здесь есть определенный порядок, - ответил он. - Какую хотите
вы?'
Я сказал, что хотел бы видеть книги, в которых записаны наблю-
дения над этой, все еще мало знакомой для меня страной.
Тогда он взял с полки объемистый том. Он был напечатан крупным
черным шрифтом.
'Кто написал эту книгу?' - спросил я у него.
'Здесь есть подпись'.
Я посмотрел в конце книги и увидел подпись, которую употреб-
лял Парацельс.
'Когда он написал это?'
'Вскоре после переселения сюда. Это было написано между
жизнью Парацельса на земле и его следующим воплощением'.
Книга, которую я раскрыл, представляла собой трактат о духах
человеческих, ангельских и элементальных. Она начиналась с опреде-
ления человеческого духа, как духа, имевшего опыт жизни в челове-
ческой форме; а элементальный дух определялся как более или менее
развитое самосознание, не имевшее еще такого опыта.
Затем автор определял ангела, как дух высокой ступени, который
не имел, вероятно, и в будущем не будет иметь таких переживаний в
материи. Затем, он утверждал, что ангельские души разделяются на
две резко отличающиеся группы - небесные и преисподние; первые при-
надлежат к тем ангелам, которые работали в гармонии с законами Бо-
га, последние - к тем, которые работали против этой гармонии. Он
говорит, что каждый из этих отделов необходим для существования
другого; что если бы все были добрые, то вселенная прекратила бы
свое существование; что и само добро перестало бы быть за отсутс-
твием своей противоположности - зла.
Он утверждает, что в архивах царства ангелов есть указание,
что добрый ангел сделался злым, а злой ангел сделался добрым,
но что это были редкие случаи.
Далее он предупреждает те души, которые будут пребывать в той
области, где он это писал, и в которой я нахожусь в настоящее вре-
мя, чтобы они не вступали в сношение со злыми духами. Он заявляет,
что в более тонких формах здешней жизни больше соблазнов, чем в
жизни земной; что сам он был неоднократно осаждаем злыми ангелами,
убеждавшими его соединиться с ними, и что их аргументы были иногда
чрезвычайно благовидны.
Он продолжает, что во время своей неземной жизни имел частые
общения с духами; и добрыми, и злыми; но что пока он был на земле,
он никогда - насколько ему известно - не беседовал с ангелом из по-
роды злых.
Он указывает своему читателю, что есть только один способ для
определения, принадлежит ли существо здешнего тонкого мира к анге-
лам, или же только к человеческим или элементальным духам; отличить
ангела можно только по большой силе сияния, окружающего его. Он го-
ворит, что и добрые, и злые ангелы окружены чрезвычайным сиянием;
но что между ними есть разница, заметная при первом же взгляде на
их лица; что глаза небесных ангелов пылают любовью и разумом, тогда
как смотреть в глаза ангелов преисподней чрезвычайно тяжело.
Он говорит еще, что для ангела тьмы возможно ввести в заблуж-
дение смертного человека, явившись перед ним под видом ангела све-
та; но что такой обман невозможен по отношению души, освободившейся
от своего смертного тела.
Возможно, что я скажу еще более об этом в другой раз, а теперь
я должен отдохнуть.
П и с ь м о 15.
РИМСКАЯ ТОГА
Особенно интересным делает для меня эту страну отсутствие
условностей. Здесь нет двух людей, одетых одинаково, - или нет, это
не совсем точно, но очень многие одеваются так необыкновенно, что
их наружный вид придает здешнему миру большое разнообразие.
Моя собственная одежда похожа на ту, что я носил на земле,
хотя раз, в виде опыта, остановившись мысленно на одной из своих
прежних жизней, я облекся в одежду того времени.
Здесь ничего не стоит приобрести нужную одежду. Я не могу ска-
зать, каким образом я приобретал то, что меня облекло при переходе
сюда; но когда я начал обращать на эти вещи внимание, я увидел себя
одетым так же, как и прежде.
Здесь много таких, которые носят костюмы древних времен, Но я
не вывожу из этого, что они были все эти истекшие века здесь.
Может быть, они носят такую одежду потому, что она им нравит-
ся.Как общее правило, большинство остается вблизи от тех мест,
где они жили на земле; но я предпочел скитаться с самого начала. Я
быстро передвигаюсь из одной страны в другую. Одну ночь (у вас это
- день) я могу отдыхать в Америке, другую ночь - в Париже.