Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

когда нам понятно, насколько противоречивы в нас четыре перечисленные категории, возникает вопрос, а может ли вообще человек прийти к ясному выводу, к единственному решению вопроса построения счастливого общества?...

Основа всех этих противоречий – «единственность», говорящая в каждом из нас. И хоть это свойство дано нам прямо от Творца – Единственного, корня всего существующего, но когда это свойство соединяется с нашим эгоизмом, то порождает разрушение и превращается в источник всех несчастий мира.

И нет, конечно, ни одного человека в мире, свободного от этого свойства – ощущения единственности, уникальности. А все отличия людей – лишь в проявлениях этого свойства – ублажении пороков, достижении богатства, власти или почета.

Общее между нами в том, что каждый постоянно, зачастую даже неосознанно, стремится использовать всех остальных для собственной выгоды. И неважно, какие оправдания он придумывает себе: ведь желание руководит мыслью, а не мысль – желанием. И еще дело в том, что насколько больше, «особенней» человек – в той же мере больше и его чувство «единственности».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ЕДИНСТВЕННОСТИ» КАК СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУУМА. Чувство своей «единственности» в сердце каждого возбуждает желание поглотить всех и вся ради себя. Источник этого – Единственность нашего Творца, Его свойство породило в нас соответствующее чувство. Но почему это чувство раскрывается в нас в такой испорченной форме, настолько, что становится основой всех разрушений, хотя исходит из Источника, рождающего все живое?

Дело в том, что есть две стороны в свойстве «единственности». Если смотреть с точки зрения Творца, т.е. со стороны слияния с Ним, то свойство «единственности» побуждает к альтруизму – свойству самого Творца. Поэтому исходящее от Него свойство «единственности» обязано реализовываться в нас тоже альтруистически, а не эгоистически.

Если же посмотреть, как практически действует в нас это свойство, мы увидим, что оно действует совершенно противоположно – лишь как эгоизм – желание быть самым богатым, самым сильным, самым знатным – единственным в мире. И эти две стороны проявления «единственности» совершенно противоположны друг другу.

Так задумано Творцом, чтобы мы сами изменили использование этого свойства, и, начав развиваться с эгоистической «единственностью», дошли до альтруистической «единственности» – каждый и все вместе. И это будет условием жизни последних поколений – использовать ощущение «единственности» своего «я» в целях служения всему человечеству. И отсюда можно сделать следующие выводы.

Достичь счастья возможно лишь при условии осознания того факта, что мир общества, государства и человечества взаимосвязаны. Пока законы общества удовлетворяют большинство, меньшинство, остающееся неудовлетворенным, лишь вынужденно принимает законы и форму общества, но постоянно стремится к его изменению.

И если это не получается прямым путем, то косвенно – вызывая войны между государствами, в расчете на то что в результате войн возрастает число недовольных, и таким образом возникнет большинство для изменения формы власти.

А если возьмем то меньшинство, для которого война – источник доходов, получения наград и продвижений, и добавим к ним неудовлетворенных формой общества, то увидим, что внутри общества постоянно присутствует большое количество его членов, желающих войн и крови.

Довольные же существующим положением члены общества пребывают в состоянии беспокойства о собственной безопасности и могут лишь мечтать о мире. Поэтому мир индивидуума – основа и источник мира государства.

СТРАДАНИЯ И НАСЛАЖДЕНИЯ В ЭГОИЗМЕ. Если мы попытаемся осознать предлагаемый нам Творцом план действий, то обнаружим, что точка преткновения – в изменении нашей природы с эгоизма на альтруизм. И хотя с первого взгляда план кажется нам нереальным, даже фантастическим, выше наших сил, но осознав его, мы поймем, что все противоречия между эгоизмом и альтруизмом – не более как психологические! Ведь в действительности все наши приобретения в жизни определяются одним словом – «наслаждение». Лишь этого мы хотим и этого ждем от наших приобретений.

И если соберем вместе все наслаждения, получаемые человеком за его 70 лет, и все страдания, им пережитые, и сделаем подсчет – то предпочтительней не рождаться. А если так, то что выигрывает человек в мире, используя свой эгоизм? Тем более что при изменении мира к всеобщему альтруизму каждая личность получит абсолютное наслаждение.

В Торе мы находим еще большее подтверждение тому, что мир – это самое большое благословение: