относительно общества, а также получает свою часть от общества, в соответствии со справедливым разделением общественного продукта.
Недостаток же данной категории в том, что на практике выявляется в ней какой-то изъян, из-за которого она не воспринимается обществом. В чем же он заключается? И более того, при более пристальном анализе категории «Правда», в особенности ее практического действия, мы находим, что она настолько расплывчата и сложна, что человечество не в состоянии следовать ей.
Правда обязывает нас приравнять всех членов общества, чтобы они получали в соответствии с затраченным трудом, не больше и не меньше. И это единственная справедливая база. Но каждый хочет насладиться трудом других членов общества.
Как же можно преобразовать Правду, чтобы она была принята всем обществом? Обязать всех членов общества работать одинаковое время? Но ведь есть разница в производительности людей, хотя бы даже ввиду разницы в их физической силе.
Кроме того, есть психологическая проблема: например, ленивый от природы человек должен приложить намного больше усилий, чем прилежный, а согласно Правде ясно, что нельзя обязать одного человека трудиться больше другого. Поэтому ловкие и сильные в обществе пользуются плодами чужого труда, поскольку трудятся меньше ленивых и слабых (тратят меньше усилий).
И более того, если мы примем во внимание закон природы «большинство определяет форму и закон», или иначе – «закон следовать за большинством», и положим в основу количество часов работы – то не сможем согласно Правде принять такой закон. Ведь ленивых и слабых – большинство, и они не отдадут себя в эксплуатацию сильным и предприимчивым.
Поэтому единственная настоящая справедливая основа – количество труда, отдаваемого личностью, с условием правдивого подхода. И с этим согласно большинство. Но это совершенно непрактично, так как величину усилия каждого невозможно измерить и, тем более, контролировать.
Ведь невозможно определить, насколько трудно слабому что-то сделать, сколько труда приложит каждый в соответствии со своим настроением, здоровьем и характером. То есть нам необходимо было бы измерять волевые усилия человека – насколько тяжело ему работать, – что в принципе невозможно из-за индивидуальных особенностей каждого, отсутствия научной базы и сложности.
Требование равного усилия от членов общества невозможно еще и ввиду того, что каждый человек чувствует себя единственным в мире и принимает весь мир, все окружающее его общество как инструмент, созданный для его обслуживания, – причем настолько, что совершенно не чувствует себя обязанным обществу.
Проще говоря, природное качество каждого человека – использовать весь мир себе на пользу, а все, что он дает другому, – он дает лишь в силу необходимости (и в этом случае есть использование другого, но скрытое, косвенное – так, что не чувствуется другим).
Причина этого в том, что ветвь подобна корню, источнику, близка ему по природе. И поскольку душа человека исходит от Творца, который Един и Единственен, и все – Его, то и человек, сын Б-жий, чувствует, что весь мир, все существа в мире должны находиться под его властью и существуют для его блага.
И вся разница между людьми лишь в цели использования мира: один выбирает путь использования других для получения животных удовольствий, другой – для достижения власти, третий – для почестей, славы. А если бы можно было, то каждый с удовольствием использовал бы весь мир для удовлетворения всех потребностей одновременно – и для богатства, и для власти, и для славы.
Но ввиду трудности выбирается одна из возможностей. И этот «закон Единственности» запечатлен в сердце каждого человека, и ни один из нас не свободен от его влияния, а каждый избирает часть из него согласно своим возможностям и стремлениям. И закон этот не хорош и не плох – это действительность и наша природа, и невозможно обойти его или даже немного приукрасить и смягчить. Закон этот и есть Абсолютная Правда.
Как же теперь мы сможем даже пробовать предлагать члену общества равенство с другими членами – ведь нет ничего более противного природе личности! Ведь стремление личности – возвыситься надо всем обществом.
Таким образом мы выяснили, что Правдой невозможно управлять жизнью общества (лишь в гмар тикун каждый член общества даст абсолютное согласие на управление своей жизнью категорией Правды).
МИЛОСЕРДИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИР. Эти категории не были созданы с сотворением мира, а возникли лишь для частичной замены и помощи категории Правда, которой, как мы убедились, невозможно управлять