и даже не верило в Него.
Но когда говорится в Торе: «Слушай, Израиль, Господь един» или «Нет никого, кроме Него», то имеется в виду, что существует только Творец... И потому высшая степень мудрости – простая вера, так как разум – ничто.
Но эта простая вера дается лишь мудрым, после долгого трудного пути поисков, а не так, как хотел бы считать каждый неуч, что именно потому у него простая вера, что он неуч. К этой простой вере и приведет нас, в конце концов, эволюция и прогресс (т.е. путь страданий) или путь возврата к вере (т.е. путь Торы).
... Рабби Давид Лейкес, ученик Бааль Шем-Това, спросил у хасидов своего зятя рабби Мотла из Чернобыля, вышедших навстречу ему за город: «Кто вы?». Они сказали: «Мы – хасиды рабби Мотла из Чернобыля». Тогда он спросил: «Верите ли вы своему учителю неколебимо?» Те промолчали, ибо кто решится сказать, что вера его неколебима.
«Так я хочу рассказать вам, – продолжал он, – что такое вера. Однажды в субботу затянулась третья трапеза у Бааль Шем-Това, как это часто бывает, до позднего вечера. Потом мы благословили пищу и сразу же произнесли вечернюю молитву и авдалу над чашей и сели за трапезу проводов Царицы-субботы. А все мы были очень бедны, и не было у нас ни гроша, тем более в субботу. И все же когда Бааль-Шем-Тов после трапезы проводов Царицы сказал: «Давид, дай на медовый напиток!», – я сунул руку в карман, хотя знал, что там ничего нет, и достал оттуда золотой. Я дал эту монету, чтобы купили медовый напиток...»
В принципе, это самая сложная и в общем-то единственная задача, стоящая перед каждым, решившим подняться, – идти вперед можно лишь в случае, если вера в цель больше желаний тела.
На иврите это условие выражается словами «эмуна лемала ми даат» – «вера выше знания». Здесь под знанием подразумевается все, что говорят человеку его разум и тело. А они утверждают, что надо спокойно жить, думать о деньгах, семье, детях и т.п. Но уж никак не о том, чтобы наперекор всему миру, всем родным, знакомым, а главное, вопреки себе – выбрать целью духовное высшее постижение Источника, слияние с Ним. Да еще при том, что до преодоления барьера (махсома) Ц'А, до вступления в духовные миры все говорит против Торы и веры. И эти «мешающие» мысли и обстоятельства постоянно посылаются самим Творцом, ведь именно преодолевая их, человек увеличивает свою веру в цель, а сама вера и есть духовное кли, в которое он затем получит свет.
Мы изучим впоследствии, что духовный сосуд состоит из двух частей: рош (голова) и гуф (тело), где рош – вера, а гуф – желание отдавать другим. Мы же от рождения представляем собою сосуд, кли, где рош – знание, а гуф – желание самонаслаждаться. Идти наперекор собственному бессилию (поскольку это против желания тела) и разочарованию можно, если постоянно контролировать и заботиться о выполнении основного правила «эмуна лемала ми даат». Лишь тогда «все, что делает Творец, – все к лучшему», так как определяющая цель – слияние с Творцом.
I: 0 – исходящий из Творца свет (кэтэр – желание Творца сотворить создания, дабы насладить их) порождает первичное творение.
II: 1 – первичное творение (хохма) – желание насладиться исходящим из Творца светом.
III: 2 – наполнившись исходящим из Творца светом (0), творение (1) получило свойство света «наслаждать» и потому отказывается более получать свет: стадия 2 (бина).
IV: 3 – поняв, что изгоняя свет, творение не выполняет этим желание Творца, оно решается на компромисс – получить лишь часть света: стадия 3 (З'А).
V: 4 – З'А как самостоятельная стадия взвешивает, что ему лучше: со светом-наслаждением или без оного, и решает принять, как в стадии хохма, весь свет в себя. И это желание получить, идущее уже из самого кли, а не от Творца – как в стадии 1, называется малхут (4).
VI: малхут целиком наполняется светом из всех предыдущих стадий, и поэтому в ней образуются ее подстадии, отсеки, получающие свет соответственно из стадий 0 – 3, а в стадию 4 – малхут – поступает свет, предназначенный ей самой. Малхут в максимально, неограниченно наполненном состоянии называется олам Эйн Соф – мир Бесконечности.
VII: получив от наполняющего света свойство «давать» – противоположное ее природе, малхут решает не принимать свет ради самонаслаждения. Это решение и его следствие – исход света из малхут – называется «сокращение первое» – Ц'А (Цимцум Алеф). Опустошенная малхут называется – «мир сокращения» (Олам Цимцум). После исхода света в малхут остались воспоминания, записи (решимот) о свете-наслаждении.
А – рош, сфирот: кэтэр, хохма,