тем, что у него есть» – говорит о пути исправления, а не о величине желания. Желание и стремление вместе называются в Каббале кли (сосуд). Само же наслаждение – ор (свет) исходит от Творца.
Чувство наслаждения – свет входит в сосуд (ощущается сосудом) в зависимости от соответствия свойств сосуда и света. Чем ближе эти свойства, т.е. чем больше способность сосуда положительно влиять, любить, радовать, и чем меньше его желание насладиться, – тем ближе он к свету и тем большее количество света ощущает и тем большее наслаждение.
Таким образом, почувствовать или не почувствовать Творца (или свет, что одно и то же) зависит только от нашей (так как каждый из нас – сосуд) близости (соответствия свойств) к Нему. Пока есть у сосуда хоть незначительное желание влиять (т.е. думать, страдать за других, любить, помогать, пренебрегая собственными желаниями), он находится (ощущает) в духовных мирах (в каком-либо из них – в зависимости от его свойств).
А когда желание влиять иссякнет в нем, считается, что находится (ощущает) в нашем мире, как пока каждый из нас. И подобный сосуд называется телом человека, и единственное его желание – заботиться лишь о себе. Мы даже не представляем себе возможность совершенно безвозмездно что-либо сделать для другого. А кто считает, что это не так, должен заняться четким анализом себя и своих чувств, что называется на языке Каббалы акарат ара (осознание зла).
Совершенство сосуда – сосуд (кли) создан светом так, что в сосуде существуют желания на все наслаждения, существующие в свете. В результате сокращения и разделения сосуда образовалось определенное количество отдельных сосудов, каждый из которых перемещается из одного положения (мира) в другое, приводя к разделению (смерти).
Задача каждого – будучи в этом мире, привести себя, т.е. сосуд, в состояние близости по свойствам к свету и получить соответствующую ему порцию света и затем вновь соединиться с остальными сосудами (душами) в единый сосуд, полностью наполненный светом (наслаждением). Такое будущее состояние называется гмар тикун (конец исправления).
Таким образом, ясно, что вся разница между людьми – в величине их желаний, и понятен запрет духовного насилия, убийства. Изучая свойства духовных сосудов, изучающий их материальный сосуд – человек – вызывает в себе желание быть им подобным, и поскольку желание в духовном мире и есть действие, то постепенно изменяясь, он позволяет свету войти в его сосуд. Свет же, находясь внутри сосуда, очищает (улучшает) его, поскольку свойство света – «влиять», и этим свойством он постепенно изменяет свойство сосуда.
Цимцум Алеф – запрет, обет, принятый на себя первым, общим, духовным сосудом сразу по его появлении. Состоит в том, что хоть со стороны Творца существует лишь желание наполнить сосуд наслаждением, последний принял на себя условие наслаждаться не ради себя, а ради Творца.
Изменилась, таким образом, лишь мысль, а не само действие. То есть сосуд получает свет не потому, что он хочет этого, а потому, что этого желает Творец. Потому и наша цель в достижении желания насладиться – хотеть насладиться, так как этого хочет Творец.
Ощущение – свойство реагировать на присутствие или отсутствие света даже в его бесконечно малых порциях. В принципе весь человек, вся его жизнь – лишь циклы всевозможных ощущений. И обычно человеку неважно, чем наслаждаться, но без наслаждения он не в состоянии жить. Почет, слава, деньги в банке – дают лишь чувство, ощущение, но как это важно для человека!
Постоянно наше состояние зависит лишь от настроения, восприятия окружающего мира, независимо от состояния этого мира. То есть важен не сам мир, а лишь его восприятие. Все наши ощущения – не продукт внутренней жизни организма и влияния окружающей среды. Их источник – сам Творец, так как каждое ощущение – это или свет, или его отсутствие.
Человек чувствует или себя, или Творца, или и то и другое в зависимости от своего нравственного состояния. И чувствуя лишь себя, может лишь верить, что Творец существует и воздействует на него. Как говорится в Торе, нет в мире ничего, кроме Творца, а то, что мы ощущаем себя независимо и даже единственно существующими, – лишь результат духовного несоответствия, удаления от Создателя.
По мере уничтожения своего «я» начинает ощущаться Творец до полного ощущения, что существует лишь Он, а мы – Его неотъемлемые части.
Мысленаправленность (кавана) – это главное в каждом действии человека, поскольку в духовном мире мысль – это действие. Да и в нашем материальном мире действий это так: один ударяет ножом другого с