древний мудрец Эльазар, сын Рашб'и, автора книги «Зоар», удивляет нас еще больше: не только евреи, но все человечество, все люди ответственны друг за друга. Евреи лишь первыми выполняют это правило. А затем к ним присоединяются все остальные народы, и этим будет достигнуто исправление мира.
Избранным еврейский народ называется не потому, что обладает какими-то особыми качествами, а поскольку первым из всех народов связан законом коллективной ответственности и прежде других обязан соблюдать этот закон.
Невозможно полное исправление и возвышение мира, если не будут охвачены общим законом мироздания все его участники. Наша же обязанность заботой друг о друге привести мир к способности выполнения этого правила остальным человечеством.
А пока невозможно достичь такого состояния всем человечеством – до тех пор каждый нееврей ответственен за себя лично, а евреи ответственны за весь мир в целом. И как нам было необходимо пройти по пути страданий в Древнем Египте, чтобы оценить в полном объеме необходимость взаимопомощи, – так и все человечество прозреет путем поисков и страданий.
И возможность быстрого или медленного исправления мира зависит от духовного уровня нашего народа – и в этом секрет всеобщей инстинктивной ненависти к нам, поскольку от каждого из нас зависит приближение или отдаление момента счастья и совершенства всего мира. Поэтому в первую очередь расчет ведется с нами, и потому наша задача – любовь к ближнему, и награда – вечность.
СОВЕРШЕНСТВО И МИР
Как нам уже известно, сущность заповедей Создателя заключается в любви, максимуме внимания и сострадания ко всем членам общества – в той же степени, как и к себе. Попытаемся теперь исследовать, принимаем ли мы эту заповедь только на веру или возможен в этой области также практический опыт.
Думаю, читатель поймет мою нелюбовь к пустой философии – ведь на базе выдуманных закономерностей строят целые здания и делают выводы.
Нашему поколению известны случаи претворения таких философий в жизнь. И страдают подчас миллионы, когда теоретические предпосылки, взятые за основу, оказываются практически несостоятельными, что приводит к крушению всей теории.
Можно ли, изучая мир, его законы, на основе практических данных придти к необходимости выполнения требований Создателя?
Когда мы наблюдаем существующий в природе порядок, нас поражает четкость управления (как в микроэлементах, так и в макромирах). Возьмем для примера самое нам близкое – человека. Клетка отца, попадая в надежное, уготованное место в теле матери, обеспечивается там всем необходимым для своего развития. До появления на свет – пока она не начинает существование как отдельный организм – ничто постороннее не может повредить ей.
Но и потом заботливая природа возбуждает в родителях необходимые чувства – настолько, что ребенок абсолютно уверен в любви и заботе окружающих. И так же как человек, так и животный, и растительный миры заботятся о размножении и послеродовом развитии.
Однако бросается в глаза резкое противоречие между заботой природы о появлении нового организма на свет и его становлении и той борьбой за существование, которую он вынужден вести в дальнейшем.
Это поразительное противоречие в управлении миром, существующее на всех уровнях жизни, занимало умы человечества еще с древних времен и привело к появлению ряда теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие нашего мира.
Эволюция. Эта теория не считает нужным разрешать это противоречие. Творец создал мир и управляет всем. Будучи сам бесчувственным и не мыслящим, он создает вид в соответствии с физическими законами. Появившись и став индивидуумом, вид развивается в процессе эволюции, подчиняясь жестким законам выживания. Создателя эта теория называет Природа, подчеркивая этим его бесчувственность.
Дуализм. Эта теория исходит из того, что поразительная мудрость природы во много раз превышает человеческие возможности, и потому невозможно предвидеть и программировать будущие организмы без существования обратной связи. Необходимо также наличие у дающего (природы) ума, памяти, чувств. Ведь невозможно утверждать, что на всех уровнях природы властвует лишь случай. Отсюда делается вывод о существовании двух сил – положительной и отрицательной, обладающих разумом и чувством и потому способных наделить этим все ими созданное.
Развитие этой теории породило возникновение еще нескольких.
Многобожие. Как результат анализа действий природы и разделения ее сил по характеру появились религии (типа древнегреческой), в основе которых лежат представления о сонме божеств,