Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Духовная психология

Атом — это лишь равновесие сил, работающих как единый узел материи. Это скорее система, чем единичный элемент. Каждый атом состоит из нескольких частей, составляющих целое. (Это солнечная система в миниатюре — семя солнечной системы или будущая солнечная система в процессе эволюции.) Части эти состоят из колебаний первичной материи (мулапракрити). Эти колебания возникают из акаши. Космическим умом они формируются в различные архетипы, чтобы проявиться как атомы. Архетипы существуют вечно, а проявляются периодически. Каждая стадия проявления перемежается стадией поглощения (пралайа). Различные колебания разных частот существуют в пространстве благодаря разным направлениям и планам сил. Весь атом существует как равновесие нескольких таких сил. Его устройство и поведение поддерживается разумом, который вечно непроявлен. В ведической литературе этот разум называется 'вишвакарма', а в тантрической 'крияшакти'. Таким образом, всё мироздание со всеми его частями, существующими в виде разных объектов, состоит из той же материи, побуждается той же силой и управляется тем же разумом. Вот одна иллюстрация единства и единого присутствия одной сути во всём мироздании и вокруг него.

Все атомы в своей эволюции проходят последовательность стадий, такие как минеральная, растительная, животная и человеческая. До конца минеральной стадии эволюции они называются просто атомами. Проходя растительную стадию, они называются растительными атомами или растительными душами. Проходя через животное царство, они собираются в групповые души у примитивных форм животных, а у более продвинутых образуют уже индивидуальные души. Образуя индивидуальные души, они претерпевают дифференциацию на пять способностей органов чувств на основе ума. На этой стадии пространственный ум начинает занимать своё место в каждой душе как ум единичный. Так он переходит к опыту предметности. Вступив в человеческую стадию развития, атомы приобретают самосознание, и существуют на ступени индивидуализации. На этой примитивной стадии человек становится индивидом. Для того, чтобы скрытые способности вызрели в высшие функции сознания, требуется прочная ментальная оболочка, подобная скорлупе, нужной для высиживания яйца. Эта оболочка и называется индивидуальностью, которая отрабатывает психологию низшего человека.* Она неизбежно эгоцентрична, а все её низшие инстинкты достаточны лишь для поддержания существования физического проводника. Вскоре после того, как приобретается требуемая тренировка, эта оболочка становится пористой и уступает место ментальной оболочке, именуемой личностью. В этой оболочке поведенческие слои поднимаются уже на рациональный и интеллектуальный уровни. На этой стадии человек приобретает способность думать, размышлять, воспроизводить старое и зачинать новое. Знания относятся к этому плану. Инстинкт владения здесь всё ещё существует, но на более тонком уровне. Следующая стадия — самосознательная, на которой человек начинает чувствовать существование себя как души. У человека есть интеллект, у человека есть личность, но сам человек есть душа. Напряжение интеллектуальных петель или силовых линий постепенно высвобождается через процесс магнетизации. Это совершается с помощью уже усовершенствованной души. Здесь и приходит потребность в Учителе. Гуру никогда не передаёт ученику знание — он передаёт душе ученика своё присутствие, намагнетизируя её так, чтобы она приобрела способность почувствовать собственное присутствие. Делая это, он изменяет полярность ученика.

__________

* Не следует путать это с высшей индивидуальностью теософической литературы, поскольку терминология здесь несколько иная, и под этим термином подразумевается начальная стадия, длящаяся от индивидуализации из животного царства до обретения личностного человеческого сознания — прим. пер.

Смена полярности

У каждого индивидуума есть два полюса — один в нём самом, а другой — в центре этой Земли. Этой полярностью поддерживается его притяжение к элементу земли в его теле. Вся жизненная и умственная деятельность человека, находящегося на уровне индивидуализации, тяготеет к физическим тканям его тела. Центр его низшего полюса располагается в низшей триаде (центр основания позвоночника, центр селезёнки и центр солнечного сплетения, или пупочный центр). Человек личностный уже поднял свой нижний полюс на следующий уровень сознания, и теперь он включает селезёночный, пупочный и сердечный центры. Находясь в первой триаде, человек является поведенческим, во второй же триаде он связан пристрастиями. Чистая