практики, предписанные Учителями для пранаямы. Один эффективный метод состоит в том, чтобы умственно медитировать на звуках 'Со-Хам' во время вдоха и выдоха, которые производятся легко. Ум, занятый мыслью об этом изречении, бессознательно погружается в дыхательную деятельность. Через некоторое время он погрузится в буддхический план, и процесс дыхания будет идти в буддхическом сознании. Согласные 'с' и 'х' тогда будут ментально удалены из мантры 'Со-Хам', и оставшимся ментальным звуком будет 'ОМ', в котором ученик пребывает в своём буддхическом сознании. Для практики пранаямы Учителями используются некоторые мантры. Одна из них сохраняется на протяжении всех заключительных шагов созерцания и медитации. Буддийские учителя тибетской школы используют мантру 'Ом мани падме хум',* а тантрические школы йоги предписывают однослоговые мантры, именуемые семенными, такими как 'Ом', 'Хрим', 'Шрим', и т. д. Иногда используется сочетание нескольких таких слогов. Некоторые Учителя предписали особые цвета, на которых следует медитировать на ментальном плане во время дыхания. 'Пламя человека' или 'пар человека' (его аура) проявляет на астральном** и ментальном планах разные цвета, которые изменяются согласно существующим и проявляющимся в данный момент эмоциями человека. У каждого человека свой характер эмоций и свой специфический цвет, который задаёт тонику его совокупного целого на протяжении всей его жизни. Конечно же, он может быть изменён в процессе практики йоги. Основательное знание цветов и эмоций человека можно получить, тщательно изучив книгу Ч. У. Ледбитера 'Человек видимый и невидимый'. Шесть чакр человека содержит центры цвето- и звуко-производящего сознания человека. Эти центры действуют, как передающие и приёмные станции различных цветовых и звуковых колебаний в человеке, расположенных на семистопной гамме. Медитация на конкретном цвете, связанная с дыханием, стимулирует конкретную чакру. Стимуляция одной чакры постепенно вызывает и стимуляцию пяти остальных. Некоторые учителя предписывали медитировать во время дыхания на цвете прямо в месте расположения чакры.***
__________
* См. Словарь.
**, *** См. примечания.
Например, некоторые медитируют на сердечном центре, некоторые — на горловом центре, а некоторые — на межбровном центре.* Медитация на сердечном центре стимулирует принцип любви, медитация на горловом центре стимулирует эфирные потоки человека, а медитация на межбровном центре непосредственно стимулирует буддхический план. Каждый из этих центров, будучи стимулирован, автоматически ставит под контроль также и деятельность трёх нижних центров. Есть некоторые школы йоги, которые предписывают медитацию на пупочном центре, селезёночном центре и центре основания. Это стимулирует животный магнетизм, силу побуждений и половой магнетизм соответственно. Занятие это весьма рискованное, и ученик может быть увлечён в опасные царства яростных животных сил. Самый безопасный метод — медитировать на центре в присутствии своего гуру, причём желательно, чтобы это был один из высших центров. Со временем это устанавливает контакт с гуру на буддхическом плане.
__________
* См. примечание 2.
Некоторые популярные книги по йоге описывают пранаяму как процесс контроля над дыханием путём втягивания воздуха в лёгкие, удержания его там и постепенного выпускания. Три части этого дыхательного процесса соотносятся по длительности, как 4, 16 и 8 соответственно. Другие книги описывают процесс иначе, рекомендуя вдохнуть как можно глубже, удерживать воздух столь долго, сколько возможно, и выдыхая как возможно медленнее. Но в законах природы нет ошибок, и любая попытка насилия над ними или вмешательства в них влечёт наказание, которое приходится уплачивать своим здоровьем. Природа лучше человека знает, как обращаться с воздухом, едой и питьём. Благочестивый долг человека — исследовать труды природы и искусно содействовать ей. Описанного самоудушения следует тщательно избегать. Ни Господь Кришна, ни Вьяса, ни Патанджали, ни кто-либо из Учителей эзотерических школ таких методов пранаямы не рекомендовали. Несомненно, дыхание нужно контролировать, но делается это путём успокоения мыслей человека и погружения их в планы буддхи и переживания. Владение умом автоматически поставит под контроль не только дыхание, но и низшие импульсы человека. Контроль над дыханием вовсе не означает удушения. Пульсации праны поддерживают в живом существе ритм дыхания. Пульс жизни вызывает пульс дыхания. Мы не живём, потому что дышим, а дышим, потому что живём. Труп нельзя