как здоровье и долголетие. Если он не будет нарушен извне, то легко и удобно идёт естественным образом. Потому первейший долг йога — следить, чтобы это равновесие не нарушалось ни им самим, ни окружающей средой.
Для поддержания этого равновесия в физических тканях человека должен быть действенный механизм. Он называется жизненным телом (прана шарира). Прана существует в пространстве и наследуется атомами в процессе их образования. Органические клетки впитывают её из пространства во многих формах, и широко известная её форма — это то, что мы называем солнечным светом. На более грубом уровне (газообразном) мы понимаем её как кислород, а на ещё более грубом (жидком состоянии) — как воду. На самом грубом уровне жизни, который может существовать на планете Земля, мы понимаем её как демаркационную линию между принимаемой пищей и тканями, которые её получают. Этот слой способствует процессу усвоения и называется анна. Прана проникает всю физическую оболочку до самых мельчайших её подразделений, существуя как нематериальная субстанция.
Жизненное тело человека состоит из трёх типов простых (нематериальных и несущих качества) субстанции: пульсационной, излучающей и осаждающей. Их функции — это пульсация, излучение и материализация. Пульсация создаёт центростремительную и центробежную пульсации (праны), и делает возможным пульсационное равновесие (саману). Это равновесие поддерживает облик физического тела в соответствии с образом ментального плана и высших планов. В науке йоги эта двойная пульсация называется прана-апана. Восточная психология называет её вата. То, что вселенная пульсирует, является одним из положений науки древних. Это свойство пульсации в виде двоякого процесса праны и апаны наследуется и живыми существами нашей Земли.
Излучение проявляет тепло-световые и электромагнитные принципы на пульсационной основе. Это излучение вызывает насыщение ментального тела жизнью, а также оживление других четырёх пульсаций (пран)* и вывод их из пульсационного равновесия. Это образует в человеке водоворот сгорания. Он называется питта. После этих двух стадий имеет место третья — материализация. Это явление биохимической цепной реакции, которая следует в физической проекции тела-образца, которое уже существовало на ментальном плане. (Физическое тело выходит из ментального и уходит в него, что будет объяснено в другом месте). Этот процесс материализации формирует третий водоворот, который представляет собой резервуар образования осязаемой материи. Он называется шлешма (липкость или слизь). Три этих жизненных нематериальных резервуара соответствуют на антропоморфическом уровне пураническим символам Вишну, Рудры и Брахмы. Термины Пуран обозначают те же резервуары в пространстве на планетарном, солнечном и космическом планах.
__________
* Пять пульсаций (пран) это вводящая, отбрасывающая, сжимающая, расширяющая и уравновешивающая силы. На санскрите они называются соответственно прана, апана, вьяна, удана и самана.
Центробежная и центростремительная пульсации поддерживаются равновесием. Они управляются сгоранием с одной стороны и материализацией с другой, и в то же время их причиной является процесс пульсации. Весь этот процесс образует равносторонний треугольник сил, действующих в циклическом порядке. Сначала эти силы проявляются на ментальном плане. По мере того, как они подвергаются материализации, то есть спускаются на астральный, эфирный и физический планы, проявляются расширение и сцепление. Таково соотношение между тремя творческими резервуарами и пятью функциональными проявлениями, которые действуют в человеке с уровня состояния субъекта на состояние объекта. Три творческие проявления у здорового человека существуют в совершенном взаимоотношении и представляют собой треугольник тантрического символизма. Четверичное проявление резервуара сгорания представляет собой совершенный квадрат, в центре которого находится точка пересечения сил, идущих по диагоналям квадрата. Пять пульсаций представлены четырьмя углами квадрата и его центром. Эти пять точек представлены эмблемой пятиконечной звезды, которую сыновья Земли (Пандавы в Махабхарате) унаследовали от питри (воспроизводительных разумов). Вышеприведённое символическое представление зарождения человека принадлежит к ведической традиции и образует основу функциональной анатомии древней медицинской науки, подробности которой могут быть лучше поняты путём тщательного изучения расположения алтарей в зале для ритуалов.
Каждый предмет, одушевлённый или неодушевлённый, состоит из атомов.