Кулапати Эккирала Кришнамачарья
Духовная психология
— прирождённое право человека. Это призвание человеческой эволюции. Медленно и постепенно влечётся человек к точке самоосознания. На этом пути он заинтересовывается процессом поднятия своей собственной природы и предпринимает в своей жизни некоторые эксперименты. Оккультизм — название, данное самому эффективному процессу достижения точки насыщения самоосознания, которое кульминирует в самопогружении. На санскрите этот процесс именуется раджа-йогой. Мысль, привычка и воля — вот три инструмента, которыми пользуется оккультист, чтобы нейтрализовать желание, страсть и рабство низших планов. Я человека существует двумя уровнями — высшее и низшее я. Низшее я — это ни что иное, как сознание человека, окрашенное свойствами материи, праны и ума. Высшее я — это сознание человека, собранное в центре ума, буддхи и переживания. Ум — это связующий принцип, с помощью которого низший центр должен быть поднят в высший. Ум — главное поле, на котором искусно проводит свои эксперименты оккультист. Привычкообразующая природа человека унаследована им от основного постоянства природы. В процессе эволюции и инволюции всё мироздание следует конкретному порядку последовательности цепных реакций. Это задаёт качества материи. Первоначальная материя проходит дифференциацию, нужную для разделения творческой работы по тройственному принципу гун. Сначала она проявляется как три гуны — подвижность, инертность и баланс. Подвижность действует как творческий принцип, а инертность — как принцип, формирующий материю. Последний служит цели придания материи такого поведения, чтобы она могла принимать различные свойства элементов и соединений. Цвет, вкус, запах и т. п. сохраняют постоянство благодаря принципу инерции. Благодаря ему всё придерживается своей природы. Жизненный и ментальный планы наследуют этот принцип в качестве аспекта, образующего привычки у живых существ. Нижняя часть буддхи, находящаяся в соприкосновении с умом, тоже подвергается его влиянию, и потому получается, что мысли человека обусловлены его пищей, привычками и окружением. Материя оставляет свой отпечаток на жизненном плане, и потому жизненная деятельность человека сохраняет этот процесс метаболизма. Жизненный план в свою очередь оставляет отпечаток на уме, и потому человек отчасти работает как машина, исполняющая рутинную деятельность. Такая деятельность не требует способности мышления и служит самым грубым потребностям человека. Человек плана индивидуализации существует именно на этом уровне, и поведение его задаётся внешними факторами. Деятельность ума вызывается объектами чувств, действующими через каналы органов чувств. Лишь немногие мысли выходят из нижнего буддхического плана, потревоженного жизненной и ментальной деятельностью. Сознание опутано петлями из совместной деятельности праны, ума и низшего мышления. Жизнь тянется, как однообразная последовательность событий, вызванных автоматической, слепой деятельностью. Немногие порождённые человеком мысли тоже имеют поведенческую природу, и в сознании не появляется ничего нового. На этой стадии сознание жаждет чего-то нового, а ум влечёт его ко злу, которое вызывает дисгармонию с окружением. Непременным результатом такой деятельности являются печаль и страдание. Мысли, связанные всё той же деятельностью, бессильны распознавать и избирать верный путь. Порождаемые мысли получаются зловредными, и страдание только усиливается. На этой стадии человеку требуется руководитель на предметном плане. Опытный гуру может подействовать на образующую привычки низшую природу человека и постараться сместить центр его интересов на более эффективный план. Он механически подвергает субъекта новому набору привычек. Здесь-то и приходит потребность в религиозном обучении, хороших привычках, хороших книгах и хорошем окружении. Невольно субъект подвергается действию новых привычек, и расположение его материи, праны и ума постепенно перестраивается. Есть два типа привычек — положительные и отрицательные. Отрицательные привычки — это те, что обусловливают ум человека путём смешанной деятельности материи и праны. Положительные привычки — те, что утверждают сознание в чистой мысли и располагают ум, прану и материю требуемым образом. К счастью, природа отрицательных привычек временна, а положительных — постоянна. Поступательный процесс эволюции всегда поддерживает эту разницу. Когда человека удерживают от следования своим привычкам, и отрицательным, и положительным, его отрицательные привычки постепенно затухают, тогда как положительные только закрепляются ещё твёрже. Например,