У него будет лишь активный отклик на среду, о которой он узнаёт через чувства, а импульсивной реакции совсем не будет. Отклик создаёт настрой на исполнение своего долга. Реакция же подталкивает ум к искушениям, и такая деятельность вовлекает человека в карму, в цепные реакции. Вот что происходит с внутренним обитателем, который не является йогом. От такой ситуации его спасёт деятельность пингалы. Тамас и раджас подобны бритвам. Умелый парень бреется ими, а неумелый только режется. (Тут учитель сказал, что девушкам не нужно записывать этот пункт, что вызвало смех).
Деятельность иды
Лунная нади, то есть ида, действует в аджня и вишуддхи чакрах. Её деятельность позволяет ученику йоги достичь саттвического состояния ума. В этом состоянии его сознание перестанет направлять весь свой свет на восприятие объектов и засияет само, как чистая субъектность. Разные аспекты мирской мудрости, науки и знание различных тайн перестанут работать для утилитарных целей и станут вносить свой вклад, как волокна фитиля, позволив ему использовать свет в качестве самой своей жизни. Того, кто не практикует йогу, все редкие вещи, которым он научился, лишь заставят стоять у чужих дверей, подобно попрошайке, желая приобрести богатство, власть, славу или важное положение. Но того, кто практикует йогу, деятельность пингалы убережёт от такого попрошайничества. Он добьётся того же, ничего не выпрашивая, потому что не верит в важность собственности и славы для достижения любых своих целей, ибо что бы ему не понадобилось, будет совершаться само собой. Вот и всё. (В ответ на вопрос учитель пояснил, что сома означает лунную деятельность, т.е. иду, а не пингалу). Это один из аспектов работы шести чакр. Вместо того, чтобы работать в одном месте, три нади действуют соответственно слева, справа и по центру. Существует равномерное распределение функций трёх нади среди шести чакр. Если бы все делали сразу всё, никто ничего бы не смог сделать. Здесь вспоминается один персонаж пьесы 'Сон в летнюю ночь', который изъявлял готовность играть роли короля, королевы и вообще кого угодно. Если не приняться за практику йоги, мы будем знать кое-что обо всём и ничего о чём-либо. В Бхагавад-гите сказано, что тот, кто не взялся за себя, будет метаться между разными альтернативами и так ни к чему и не придёт. Разум и познающая способность нетренированного, не взявшегося за практику человека, с трудом продвигающегося по жизни, как бы бьётся между рядов стульев и прочей мебели, расставленной в тёмной комнате его жизни. Это жизнь без света, жизнь в тёмной комнате, куда не пробивается свет, и где человек налетает на свою же собственную мебель, получая увечья. Так что когда нет дисциплины, нет тренировки, нет регулярности, и отсутствует воля пройти учёбу жизни, то нет и равномерного распределения функций. Тогда человек обо всё запинается, всё ему служит препятствием — даже его собственные знания. Зная много вещей, он не сможет знать что-либо основательно. Зная много людей, он не сможет правильно взаимодействовать с каждым. Что-то в таком роде. Это один аспект. Добавим к этому ещё несколько положений.
Вклад трёх гун в жизнь неподготовленного человека
У нетренированного человека раджас и тамас вносят свой вклад с одной стороны в искушение сделать что-то ненужное, а с другой — избегать чего-то, что требуется от него, проявив лень. А затем саттва, принцип равновесия, сделает его пассивным к стремлению что-либо делать. Со временем он превращается в сторонника рутины, который боится перемен. Вот что добавляет к этому славное качество, именуемое саттвой, хотя само по себе оно великолепно. Это точно так же, как с огнём — хотя он ценен для приготовления пищи, мы можем обжечь руки, если не умеем с ним обращаться. Так что дело не в ценности самой вещи, а в нашей способности, которая делает ту или иную вещь ценной. Мир в той или иной степени пригоден для жизни по причине нашего умения, а не каких-то его собственных качеств. Это зависит от нас, а не от ценности окружающих нас вещей. Если вы дадите человеку совет совершенствоваться, он может сказать: 'Что я могу поделать? Всё вокруг не так, и у каждого из окружающих полно недостатков. Я окружён дураками, плутами и мошенниками. Что тут поделаешь?' Вот что он скажет. И всякий раз, когда бы вы ни попытались познакомить его с дисциплиной, он автоматически будет впадать в раздражение.
Современное образование
Вот ещё один аспект, связанный с чакрами. Правильная их деятельность спасает от всех этих опасностей, тогда как нынешнее образование