концов, когда лёд растает, не останется ничего, кроме воды. Не останется ничего второго. Это происходит лишь тогда, когда мы достигаем сознания сахасрары. Мы входим в То, и существуем в сахасраре как 'Я есмь То'. Вот почему мантра 'Со-хам' означает 'Я есмь То'. Джуал Кхул не менее чем в десяти своих книгах говорит — всем этим вещам я учу лишь ради практики искусства произнесения Ом и вхождения в него. Лишь в этом цель его книг, и ни в чём ином. Вот что он говорит. Таким образом, целью этой практики является искусство произносить священное слово и жить в единстве с ним. Он назвал это единением (at-one-ment).** Точно такого термина не было в английском языке, и он потребовал, чтобы Алиса Бэйли приняла его. Она, похоже, с неохотой сделала это, но он настоял. Он использовал это слово для 'Со-хам'.
__________
* Согласно книге 'Змеиная сила', мантра для свадхиштханы — 'вам', а для манипуры — 'рам' — прим. пер.
** Без дефисов это слово значило бы 'искупление'. Такое значение можно было бы принять и в русском языке, если производить его от слова 'вкупе' — прим. пер.
Три глаза Матери
Вот что мы увидели касательно трёх главных нади. Если они не работают, кундалини не протекает по сушумне. (Здесь забарахлил микрофон). Плохой контакт. Такой дефект бывает и в практике хатха-йоги. Мы говорили о спинномозговой системе. Нади ида действует слева лишь как пульсация, а не как нерв. Пингала действует справа, а сушумна — в узком канале позвоночного столба. Кроме этого, ида является лунной по природе, пингала — солнечной, а сушумна — огненной. Все три встречаются в аджня чакре и там становятся едины. Вот почему Матерь-богиня описывается трёхглазой, подобно Господу Шиве. Эти глаза — Сома, Сурья и Агни. В 'Лалита Сахасранама' и 'Кали тантре' про богиню Кундалини сказано, что глазами ей служат Сома, Сурья и Агни. У Матери, или природы в нас, три глаза: один из них — это лунная пульсация, другой — солнечная, а третий — огненная, и они встречаются в межбровном центре. Лунная деятельность происходит через левый глаз, а солнечная — через правый. Огонь же действует через зазор между шишковидной железой и гипофизом, находящимися в мозгу. Так пульсация проникает туда и касается его.
У человека, систематически практикующего йогу, функции этих пульсаций следующие. В муладхаре и свадхиштхане Агни действует, должным образом проводя тамас. Так инертность получает правильное употребление и правильный канал, вместо того, чтобы создавать блокировки. У человека, не знающего искусства йогической жизни, бывает много видов блокировок и закупорок, как временных, так и хронических — например запоры и трудности с мочеиспусканием, особенно после среднего возраста. Всякое лечение даёт лишь временное облегчение. Даже гомеопатия не достигает здесь полного успеха — она может полностью вылечить болезнь, но не может предотвратить повторное её развитие. Аллопатия же здесь и совсем не может помочь. Назначение аллопатии — временная прочистка и спасение ситуации, тогда как гомеопатия тут бесполезна. Если необходимо устранить физические блокировки, настоятельно требуется применение аллопатии, а гомеопатия действует на более высоком уровне, проводя более глубокое лечение. Но без йогического образа жизни настоящего исцеления никогда не будет, потому что будут сохраняться загрязнения, передаваемые по отцовской или материнской линии на протяжении сотен поколений. В этом и ключ.
Если практикуется йога, то будет работать Агни или сушумна. Агни работает не с высшими, а с низшими принципами. Если работать только с высшими принципами, то получится парень, который знаком с высшей философией, но при этом является ленивым ослом, не практикующим благие принципы, которые ему известны. Так он проживёт жизнь и отправится в могилу, ничего не практиковав. Он может читать каждое утро Нагорную Провопедь, или XV главу Бхагавад-гиты, но всё это будет на высших планах, а физические ткани будут равнодушны к этим вещам, потому что у него нет дисциплины, регулярности и практики. Так его бог оказывается заперт в его маленькой часовне, которая никогда не открывается, и он так и умрёт, передав этот ключ по наследству своему сыну. Вот что получится.
Деятельность пингалы
Третья чакра — манипура, а четвёртая — анахата. Сурья будет работать с раджасом. То есть, солнечная деятельность, или пингала, будет работать с деятельностью элементов воды и воздуха. Солнечная деятельность позволяет равномерно распределить подвижность человека и правильно её использовать. Что же тогда в нём произойдёт?