вам придётся жить сумасшедшей жизнью, и направлять вас будет ваша любопытная природа. На каждом шагу вы будете во что-то вовлекаться, а потом пытаться оттуда выпутаться. Вам снова придётся для этого что-то делать, и так вы будете впутываться всё больше и больше. Эти два состояния, инертности и подвижности, перемежаются в течение перевоплощений, пока вы не испытаете нечто вроде прыжка из рабства обусловленности. Тогда к вам на помощь придёт третье качество. Это равновесие, и вы в любой ситуации начнёте чувствовать для своего поведения золотую середину. Подобным образом три гуны действуют на ваш ум, заставляя вас сделать прыжок. После того же, как вы совершите прыжок из рабства не-я в осознанность Я, эти три качества станут вашими проводниками и помощниками. Когда вы ещё в не-я, функция этих качеств сводится лишь к тому, чтобы создавать побуждения путём поддержания неровности темперамента благодаря неравным их пропорциям. Они всё время будут заставлять вас чувствовать боль и стараться стать счастливым. А счастливы вы можете быть лишь с высшим Я. Эти понуждения заставят вас испытать несчастья мира, так что вы будете пытаться искать утешения. Методом проб и ошибок вы будете искать ложные утешения и находить их бесполезными. Мы пытаемся найти утешение в семье, друзьях, деньгах, предметах роскоши и тому подобном, но поскольку утешения эти ложные, ум на них не останавливается, а пытается скакать с одного на другое. Если я обнаруживаю, что у вас дома есть телевизор, то чувствую ревнивую зависть и тоже покупаю телевизор, но ум уже переходит на что-то другое, например, на автомобиль, так как у вас есть автомобиль. Так ум пробует каждое утешение и отбрасывает его, приступая к следующему. Это и есть доказательство того, что это ложные утешения. Мы проходим через страдания и испытываем пары противоположностей (счастье и несчастье, и т. п.). Когда погода холодная, мы жаждем чего-то тёплого. Когда она слишком жаркая, мы жаждем чего-то холодного. Побуждения инертности и подвижности создают для нас необходимость поиска равновесия. Страдание — это опыт низшего я, который служит уроком для того, чтобы совершить прыжок к высшему Я. Как только вы совершите прыжок через равновесие в своё истинное Я, потребность в трёх гунах будет исчерпана. Саттва (равновесие) — это положительный полюс в вас, и он открывает врата к истинному Я. Тогда эти три учителя (раджас, тамас и саттва) могут отправиться в какой-нибудь другой институт и давать уроки новому студенту. А для вас их назначение исполнено. Потому они больше не обладают влиянием на вас, когда вы в самадхи. До сих пор сознание существовало в вас как точка, но теперь оно становится окружающим вас кр`угом. Теперь это тело света, в котором каждая точка является центром. Вы будете шаром света сознания, центр которого везде, а периферия — нигде. Вот на что указывает Патанджали среди прочих превосходств (вибхути) состояния самадхи. Три гуны продолжат работать в сотрудничестве с дэвами, которые строят ваше тело. Гуны будут строить протоплазму, вести функции жизнедеятельности и поддерживать функции тела процессами окисления и метаболизма — они будут помогать вам на физическом и жизненном планах, не вмешиваясь в вашу умственную деятельность и высшие функции. Инертность называется тамасом, подвижность — раджасом, а равновесие — саттвой. Саттва есть качество, открывающее врата к вашему истинному Я. Вам нужно знать это, чтобы применять свои самадхи и самьяму (одновременное существование) и жить жизнью йога. Вот то, что добавляет XVIII глава Бхагавад-гиты.
Третий и самый важный момент, который следует знать, относится к привычке. Раньше вы были обусловлены тремя качествами, и ваши привычки задавались сочетанием этих трёх гун. Неравное, уникальное их сочетание делало вашу индивидуальную природу отличной от любой из миллионов других природ этой Земли. Их много, как видов растений и как песчинок на этой Земле. Каждый есть сочетание трёх качеств. Даже каждое растение отличается от любого другого того же вида. Если вы принесёте три сосуда с солью в одном, сахаром в другом и лимонным соком в третьем, то можете приготовить тысячи смесей, которые дадут отличающиеся вкусы. Точно так же и у каждого из нас на плане не-я есть вкус, отличающийся от вкусов остальных. Сила привычки заставляет вас любить свой вкус. Когда же вы совершите прыжок в своё истинное бытие, тогда обусловленность привычки перестанет для вас существовать, поскольку высшая природа в каждом из нас есть универсальное сочетание. Это можно назвать универсальной природой,