более уже не отличен от дыхательной деятельности. Посмотрите, как музыкант, выступая на концерте, всё больше осознаёт музыку и всё меньше осведомляется о её строении. Он лучше следует ритму, когда забывает про ритм. Вы знаете, почему начинающим музыкантам не удаётся держать ритм? Как раз потому, что они внимательно следят за ним. Такой 'внимательный' водитель больше следит за элементами вождения, и вы знаете результат. Такое вождение для него — ад, и он подвергается риску. Но по мере того, как водитель обращает всё меньше внимания на эти подробности, он обнаруживает, что он и вождение — уже не две разные вещи. Таково переживание водителя, который стал мастером. Музыкант, являющийся истинным артистом, пассивно сознаёт совокупность того произведения, которое он исполняет, и вовсе не сознаёт деталей, которые он должен выполнить. Он един с музыкой, и уже нет таких двух отдельных вещей, как музыка и музыкант. Подобно этому и вы будете едины со своим дыханием, и не будет двух разных вещей, таких как дыхание и ваша осведомлённость. Прана и дыхание в природе едины. Теперь един с праной и ваш ум. Здесь дыхание замедляется по мере того, как ваш ум успокаивается и переходит в осознанность. По мере успокоения ума ваше дыхание будет становиться всё более единообразным, пока не замедлится. Пока между умом и дыханием есть разрыв, замедления не происходит, потому что ум обеспокоен дыханием. Это мы и понимаем как причину смерти. При замедлении дыхания наступает смерть, пока есть разрыв между дыханием и умом. Санатсуджатой, одним из четырёх кумар, этот разрыв был назван 'лазейкой, куда ускользает осознанность'. Когда же ум погружён в пульсацию (прану), разрыва нет. И смерть при замедлении дыхания не наступает. Даже в самом конце, когда законный срок использования тела завершён, смерти не происходит. Дыхание останавливается, лишь когда тело оставлено. Для такого человека это просто оставление тела, тогда как для других это смерть. Это смерть, потому что есть разрыв в сознании. При оставлении тела люди умирают из-за этого разрыва в сознании. Йог же не умирает, поскольку даже после того, как тело оставлено, никаких перерывов в сознании не происходит.* Это становится возможным лишь когда ум и пульсация стали одним. Это и есть цель пранаямы согласно Патанджали, Бхагавад-гите и Писаниям.
__________
* Бессмертие — это ни что иное, как непрерывное сознание (Е. П. Блаватская, 'Ключ к теософии') — прим. пер.
В процессе своей ежедневной практики у вас будет опыт замедления дыхания до нуля. Ваше сознание будет находиться в состоянии, названном Учителем C. V. V. 'нулевыми уровнями ничто'. Когда дыхание замедляется, не мешайте ему. Не бойтесь умереть. Это состояние приостановленного дыхания и есть то самое, что мудрые называют 'кумбхака', и это вовсе не самовольная остановка дыхания, которая есть ни что иное, как самоудушение. Сам тот факт, что мы созданы так, что живём, не помня о нашем сердцебиении и дыхании, доказывает, что природа мудрее нас, а Бог ещё мудрее. Это вопрос здравого смысла. Мы начинаем дышать задолго до того, как знаем, что дышим. Будьте уверены, следуйте процессу, и тогда наступит то, что называется прекращением пульсаций. Двойная пульсация будет полностью вверена вечному сознанию, выполняющему роль основы вашего сознания. Вы моментально получите касание Вечного. Это то, что мы называем светом души, девятой природой. Дыхание останавливается, поскольку успокоены пульсации. Это происходит на протяжении некоторого времени, когда ваше сознание входит в сознание души. Оно спит по отношению к другим аспектам существования, когда пробуждается к Вечному.
Вопрос: 'Сердцебиение тоже останавливается?'
Ответ: Да, оно останавливается на некоторое время. Нужно это или нет — должна решать природа, а не вы сами. Те, кто делают это сами — хатха-йоги, которые устраивают демонстрацию остановки сердца ни для какой иной цели, кроме удовлетворения любопытства. Мы должны помнить, что Господь-сознание всегда превышает наше любопытство. Достаточно помнить, что будут моменты остановки дыхания. Это общий опыт — когда вы в экстазе, дыхание на несколько мгновений остановится. Когда ум внезапно ошеломлён чем-то неожиданным, то наступают моменты, когда дыхание задерживается, так как ум унесён чем-то иным. И если это возможно даже в такой ситуации, то почему это невозможно, когда вы пребываете с сознанием-основой? Это сознательный процесс; процесс, происходящий в вашей осознанности. Этот шаг не должен практиковаться отдельно. Он должен предприниматься вместе с другими