дыхание. Вечность — содержание Духа и Души (десятой и девятой природ). Потому Господь Вечности двойственен. Из этого происходит то, что мы называем периодичностью. Она действует как закон пульсации, который обусловливает закон дыхания. Согласно ему всё мироздание выдыхается и вдыхается обратно. При этом процессе выдыхаются мириады живых существ и начинают дышать сами, пока не будут снова поглощены. Эта периодичность производит закон пульсации, который в йогической литературе называется праной. В некоторых руководствах слово 'прана' переводится как дыхание. Это неточно. Дыхание — результат праны. Мы дышим не потому что хотим жить, а по причине действия закона пульсации.
Пульсация по своей природе двояка — она центростремительна и центробежна. Каждая пульсация отлична от предыдущей, и имеет место чередование, которое производит заряд в форме того потока, который мы называем сроком жизни. Каждая пульсация состоит из пары взаимодополняющих вибраций, и каждая следующая пара отличается от предыдущей. Кроме того, есть природа, создающая привычку, и она поддерживает повторение этого перемежения. В основе своей это имеет место на плане праны. Наше дыхание повторяется и побуждается силой привычки. Затем, есть и подобная двоякая пульсация сердца, которую мы называем кровообращением. Всё это совершается силой того явления, которое нам смутно известно как 'Музыка'. В Ведах сказано, что в природе есть разумы, которые исполняют музыку и именуются гандхарвами. То, что мы открываем как музыку на плане нашего сознания, имеет свою основу в принципах гандхарвов, существующих на плане дэв, относительно которого мы обычно бессознательны. Музыкант может судить о том, музыкальны или нет издаваемые звуки, по тем самым стандартам, которые он почувствовал интуитивно, а отчасти и припомнил с помощью разума. У центра, в котором располагаются эти функции, есть физическое выражение, и его мы называем шишковидной железой. В мозгу есть полость, где эта самая железа и расположена. Неподалёку от неё есть ещё одно, меньшее выражение, именуемое гипофизом. Шишковидная железа — причина внешнего проявления музыки в виде нашего дыхания, кровообращения и поведения. Когда она не в порядке, в поведении человека возникают серьёзные нарушения. Разумы, действующие через шишковидную железу, входят в состав Шамбалы. Всё это, насколько это касается нашей нынешней темы, называется музыкой. Эти существа вызывают в нас процессы дыхания и кровообращения сначала на эфирном плане, затем на астральном и, наконец, на жидкостном подплане физического плана, который мы называем кровью, и на твёрдом, образующем кровеносные сосуды.
Следующий шаг — это применение закона полярности. Высшее здесь нисходит, чтобы в виде низшего служить дополнением высшему. Излияние света души происходит в виде падения Господа в порождение. Символически это называется переходом Господа в жизнь формы. Это явление, которое в писаниях называется аватара. Термин 'аватара' используется в двойном смысле. Изначальный смысл этого термина — это регулярный процесс нисхождения девятой природы как сознания Господа. 'Как песчинки, многочисленны аватары Господа', говорит Шримад Бхагаватам. Но есть и ещё один смысл, в котором используется слово 'аватара'. Когда некая выдающаяся личность спускается, чтобы служить проводником десятого и провести на землю дхарму, она тоже называется аватарой, но это уже второе значение слова. Мании поиска, кто же истинный аватара, тут нет места. Это второе значение указывает на 'Аватару Синтеза, который грядёт', но истинный аватара — это непрерывный процесс в эволюции и мироздании. Если говорить словами Учителя C. V. V., то аватара есть в каждом, в ком он может быть узнан через 'начало Высшего Моста'. Высший мост — это то, что Д. К. называет антахкараной.
Закон полярности производит закон дифференциации. Мы начинаем чувствовать, что отличаемся друг от друга, и что мужское отличается от женского. Это процесс построения 'южной половины земного шара' — материального плана и деятельности нижнего полюса, где половые органы служат природе путём воспроизведения. Когда использование грубых проводников для того, чтобы застолбиться на предметном плане, стало абсолютной необходимостью, возникло явление различия. В высшем сознании это даёт нам способность распознавания. Также это производит всякую парную деятельность, подобную вдохам-выдохам, учёбе и преподаванию, говорению и слушанию, отдаче и принятию, свечению и отражению, и т. п.
Когда мы применяем своё знание этих пар к дыханию, то понимаем значение