этих периодов не понять ни одному из крошечных созданий, обитающих на этой Земле, как бы далеко ни продвинулось оно в астрономических науках. Ведь это бедное создание — лишь часть целого. А как часть может понять целое? Потому для наших невежественных умов Земля неподвижна. В это неведение мы были введены Землёй лишь для того, чтобы дать нам чувство безопасности, без которого мы не могли бы надеяться получить удовольствие от жизни — жениться, иметь детей... Когда ваш самолёт падает, разве можете вы получать удовольствие от поданного вам завтрака? Земля — самый большой и эффективный лайнер, который только можно представить, и потому она использует всяческую предосторожность, чтобы дать нам невежество, вселяющее чувство безопасности и позволяющее наслаждаться жизнью. И точно так же, как скорость самолёта не только больше скорости поезда, но и совершеннее в проявлении, так ещё более совершенна в проявлении скорость Земли. Так что интенсивность усилий, прилагаемых учеником йоги, должна быть не только больше, чем у нервных, суетливых умов, но и быть также радикально лучшего типа. Разница в том, что суетливый страдает от своей скорости, тогда как ученик йоги вовсе не ощущает её. В своей скорости он находит устойчивость и покой, и делает вещи куда быстрее, чем суетливый мирянин, точно так же как пассажир реактивного самолёта достигает цели раньше, чем пассажир поезда. В результате пассажир поезда чувствует усталость от скорости, тогда как авиапассажир вообще не ощущает поездки.
Начав практику йоги, остерегайтесь сразу же резко брать с места, потому что вас тогда обязательно где-то остановят ваши общественные, профессиональные или домашние дела. Не отгораживайтесь вакуумом от ваших ежедневных отношений с другими. Мы видим, как люди удаляются в затворничество, уединяются в своих комнатах, и всё время распевают имена Спасителя или его Матери-Девы. Что же происходит? Они отращивают бороды во имя Господа и через некоторое время чувствуют, что снова узнали, что грядёт Царство Божие. Затем благочестивая борода начисто сбривается, и паломник опять оказывается на деловых улицах Женевы. Ненужную неравномерную скорость придаёт уму любопытство. Когда скорость неравномерна, вы испытаете многие ускорения и замедления. Путь будет неровен, а путешествие окажется сплошной тряской. Вы набьёте слишком много шишек, прежде чем увидите платформу Женевы. Вот против чего предупреждает Патанджали. Он определяет интенсивность как равномерное ускорение. Помня о своей работе и действуя соответственно, вы наберёте такую скорость. Лучше двигаться медленно, но верно. 'Тише едешь — дальше будешь' — вот совет черепахи. Если любопытство отсутствует, тогда прогресс равномерный и не прерывается. Не представляйте, как кундалини начинает разворачиваться и шипеть, как змея. Дайте ей подняться самой, не нужно проявлять озабоченность. Не представляйте, как раскрывается трёхлепестковый цветок муладхары и трубит в свой хобот бог-слон Ганеша. Делайте, что советует Патанджали, и будьте уверены, что так всё достигается.
Опять же, есть три разных способа приложения йогической осведомлённости. Это 1) мягкое, 2) острое и 3) умеренное приложение. Этот аспект совершенно отличен от предыдущего. Когда йогическое сознание ощущается без всякого мотива, тогда приложение мягкое, или умеренное. Когда вы не думаете много о прогрессе, оно мягкое. Если же вы по природе человек горячий и неудовлетворённый, тогда тип приложения будет острым. Такой ревностный человек в начале будет даже с любым встречным разговаривать только о йоге. Тогда над вами начнут смеяться, и скоро вы поймёте результаты такого приложения и почувствуете неудобство от этих шуток. Это не то, что имелось в виду под интенсивным приложением. Отношение должно быть в ладу с осознанностью, о которой говорилось ранее. Тогда все двадцать четыре часа, включая сон, вы будете находиться в состоянии осознанности. Вот что называется интенсивным приложением. Те, кто практикует пассивное отношение, могут слабо применять осознанность. Они могут останавливаться на полпути, а через некоторое время продолжать. Те же, кто прилагается умеренно, как раз и совершают прогресс. Три этих настроя должны существовать одновременно. Применяйте мягкое, умеренное и интенсивное отношение. Мягкое приложение не значит слабое. Умеренное — не значит пассивное, а интенсивное — не значит эмоциональное. Чем больше в вас ненужного рвения, тем больше вероятность потеряться, выпасть из процесса. Зная же три этих отношения, вы получите касание, опыт и чувство Господа вашего