сознательным самадхи, или сампраджнята самадхи. Мы сознаём это состояние и три имеющиеся в нём способности. Мы сознаём его, потому что оно нам в новинку. Купив новый автомобиль, вы в течение нескольких дней сознаёте его. Он для вас объективно существует. Точно так же вы сознаёте и свой опыт первой стадии самадхи. Со временем, хотя новый автомобиль всё ещё у вас, вы перестанете это замечать. Какой-то слой сознания будет заниматься вождением машины, её мойкой и заботой о ней, но вы не будете сознавать этого. Такова вторая стадия самадхи. В этой стадии единство существует, но его части уже не существуют по отдельности, поскольку оно существует уже не для вас, а как вы сами. Восприятие объектов поглощается субъектом. Опыт всё ещё есть, но вы не переживаете его, поскольку вы сами — опыт, переживание. Это называется сверхсознательным самадхи или асампраджнята самадхи. Некоторые говорят, что это бессознательное самадхи, но это неверно, поскольку невозможно. Самадхи само есть сознание без состояния, и вы не можете быть в нём бессознательны. Если мы последуем путём йоги Патанджали, обещание этих двух состояний будет скоро исполнено. С ними курс практики йоги будет окончен.
Теперь мы основательно ознакомились с курсом, и дело за практикой. Тут Патанджали и подводит нас к переходу к практике. Он направляет нас в лабораторию, чтобы мы начали эксперимент со своим аппаратом. Вот что он делает, начиная с 18-го афоризма и далее. Пока что он дал нам два шага — непрестанное усилие и непривязанность. Теперь для нас приготовлен третий шаг. Это полное вверение, или пранидхана. Вопрос, кому же мы должны ввериться. Владыке, сущему в нас, Ишваре. Он — передающий полюс, девятая природа в нас. Ишвара означает 'господь' или 'владыка', а не 'царь'. Он и царь в нас, и нечто большее. Слова 'царь' недостаточно, чтобы передать смысл слова Ишвара. Царь управляет своим государством, но он не может обладать решительно всем в нём. Ишвара же — это владыка царства и владыка, владеющий всем. Вы должны знать, как совершить полную отдачу Господу в вас, который обладает господством над всем, что в вас есть. То, что мы называем душой — ни что иное, как этот Ишвара. Но здесь есть практическая трудность. Если наша машина сломалась, то нужно доставить её в ремонт. Но чтобы сделать это, надо сдвинуть её с места. Вам остаётся изучить её механизм самим и добиться господства над этой машиной. Для этого нужен кто-то, кто научит нас, или кто-то, чья машина в порядке, чтобы отбуксировать вашу машину в мастерскую. Тот, кто приходит к вам на помощь, называется гуру и является учителем во внешнем смысле. Для вашей низшей природы — он другой человек, и вы должны ввериться ему. Но как только вы достигнете высшей природы, то поймёте, что учитель — это не другой человек, отличный от вас самих. В другом теле присутствует тот же Ишвара, и вы называете его другим человеком, когда живёте в своей низшей природе. Да, когда вы существуете в низшей природе, помощь другого человека совершенно необходима. Он — ваш учитель. Но как только механик сделал всё необходимое, наша машина заводится, и разница между другим человеком и вами исчезает. Тогда слово 'гуру' значит нечто иное. Гуру — внутри вас, в точности как он существует и в другом человеке. На первой стадии нужен внешний гуру, он должен найти вас. На второй стадии гуру во мне, в вас, в каждом. Так что в начале идёт испытание и избавление от наших комплексов. Они не позволяют нам принять какого-то другого человека, которому мы могли бы ввериться полностью. Теоретически мы можем принять учителя в университетском смысле. Но проблема как раз в полной отдаче. Здесь приходит необходимость отсечь те комплексы, что существуют в нашей низшей природе. Не сделав этого, мы не сможем отсечь и нашу низшую природу. В тот момент, когда мы готовы, необходимость отсечь комплексы исчезает. Если мы не совершим полной отдачи своей личности другому человеку, у нас не будет шанса преодолеть барьеры тщеславия. Но как только мы сделаем это отсечение, низшее я исчезнет, и исчезнет необходимость вверения другому человеку. Это настоящее испытание при вратах. Некоторые спрашивают — 'Необходим ли гуру? Не можем ли мы сделать это сами?' Годы идут, и они умирают. В следующей жизни они опять пребывают с тем же вопросом. Ответ в том, что гуру необходим, чтобы выбраться из этого вопроса. Второй вопрос бывает таким: 'Что случится, если мы сделаем неверный выбор? Вдруг какой-нибудь идиот доведёт нас до беды? Представьте, что будет, если мы вверимся какому-нибудь астральному чудовищу?'