— это путь к единству. Деление на семь планов бытия (лок) делается тоже согласно Д. К. Он дал увеличение одной части общего плана, данного в Писаниях. Узнав же эту часть, увеличенно данную Тибетцем, мы можем наложить на это уже деление, данное в Писаниях. Высшая и низшая составные части, вместе взятые, дают двойного бога — иудейского Иегову или Ардханари (андрогина) индийских писаний. Господь Шива изображается как наполовину мужчина, а наполовину женщина, с продольным разделением. Этот аспект и называется Ардханари. Двойную единицу представляет лингам Господа Шивы. Европейцы, прибывшие в Индию, поначалу ошибочно воспринимали это как эмблему мужских и женских половых органов.
Теперь давайте посмотрим, что произойдёт, если мы последуем практике повторяющихся усилий (абхьясы) и непривязанности (вайрагьи). Самоосознание производит постоянное движение, пока не зажжёт свет пробуждения. Явится интуитивное единство и станет вашей обителью, вашим истинным бытием. Вы обнаружите, что владеете этим взаимодополняющим единством, философским камнем. В нём — сущность вашего Я, которое отныне для вас стало реальностью. В нём и свет распознавания, тот светильник, который показывает, что постоянно, а что временно, что вечно, а что преходяще, что желательно, а что нежелательно, что стоит принять, а что — отвергнуть. Когда вы живёте в своей низшей природе, вы обнаруживаете, что вам приходится от чего-то отказываться. Но когда низшая природа поглощена высшей, вы открываете, что нет того, что нужно отвергать.
Третье, что содержится в интуитивном единстве — это приложение первых двух способностей к любой работе, которую нужно выполнить на физическом плане. Седьмой подплан седьмого плана нашего существования — это то, что называется материей физического плана. Перестановка этой материи изменяет и образ нашего существования. Потому у ученика йоги неизбежно будет работа на физическом плане, к которой он может приложить свою осознанность и распознавание. Без физического приложения сущность Я, возжженная на высоком плане — лишь миф, представление, подобно фотографии хлеба, которая никогда не сможет послужить завтраком. Без физического приложения распознавание — лишь механическая деятельность психического механизма. Помните, что урок о магнетизме, напечатанный в учебнике, не может ничего намагнитить. Лишь работа на физическом плане даст реальные перемены.
В чём же разница между физическим планом и другими планами? На физическом плане содержимое отлично от того, в чём оно содержится. Если вы изготовите сосуд из куска льда, то можете наполнить его водой. Когда лёд растает, превратившись в воду, не будет ни вместилища, ни содержимого. Такой будет совокупность. На физическом плане ваша идентичность отделена от всего остального. Когда вы начинаете систематически работать с веществами физического плана и телом, то обнаружите, что в вас происходит плавление. Если же вы бросите физическую работу и попытаетесь практиковать непривязанность, то это будет безделье под видом непривязанности. На низших планах владыка плана (дэва) отличен от самого плана, а на высших планах владыка и его план едины. Его существование тождественно с ним самим. На это очень важно обратить внимание, и об этой разнице в существовании на разных планах говорится в индийских писаниях. Ежедневный план действий, который вы себе назначаете, в качестве третьего пункта должен включать физическую работу. Тогда интуитивное единство откроется, и ваше низшее существование исчезнет. Когда включена лампа в тысячу ватт, свет стоваттной лампы теряется в её свете. У вас всё должно передаваться через этот высший полюс. Вот что имеют в виду Учителя, когда указывают, что ученик должен сам стать путём. Такое состояние Патанджали называет самадхи. Ясно ли это? Конечно, уму это ясно, но пережить самадхи — это нечто иное. Именно по причине того, что ваше знание ещё не отождествлено с приложением, этот разрыв всё ещё существует.
У этого самадхи есть две стадии. Некоторые думают, что самадхи бывает двух типов. Это неверно. Самадхи — это ваше единство со своим путём. Абсурдно считать, что единство может быть двух типов. Так что прошу вас помнить, что самадхи достигается в две стадии. На первой стадии мы не чувствуем присутствия своего тела, ума, чувств, объектов и деятельности ума. Это значит, что деятельность не-я перестаёт для нас существовать. Автоматически мы начинаем наслаждаться присутствием интуитивного единства, в котором слиты три части. Мы сознаём наше наслаждение, наше переживание. Это состояние называется