'моя жена'. Здесь смысл слова оказывается беспредметным. Это интересный пример слова, неверно используемого в качестве проводника. В результате слово не несёт вовсе никакой силы. Сила слов зависит от значения, с которым мы их применяем. Точно так же многие используют слово 'счастье'. В девяносто девяти случаях из ста слово 'счастье' означает лишь понятие, а не переживание. Всё это примеры неверного использования верных проводников. Они используются в отсутствие объектов, и подобны собакам, сидящим во время каникул на территории колледжа. Точно так же как собаки не становятся от этого профессорами, так и слова эти не могут произвести силу.
Вот что объясняет нам Патанджали о трёх типах мер. Сначала он объясняет пять групп мер, а затем три типа применения этих пяти групп. У всех этих пятнадцати пунктов может быть верное и неверное применение. Из пяти групп мер четвёртая не имеет дальнейшего подразделения, поскольку никто о ней не знает. Это отсутствие меры, которое мы называем сном. Ум и чувства каждую секунду подвергаются воздействию разных типов мер из окружающей среды. Ум реагирует на них, и мы не знаем себя иначе как через какую-либо из этих реакций. Нам нужна пауза, чтобы реакции эти приостановились и у нас была бы передышка, чтобы собраться от своих реактивных я к истинному Я. Таким образом, мы хотим удалиться из существования не-я в свет истинного Я (души) путём полного поглощения низших принципов. Тогда мы сможем правильно пользоваться умом, чувствами, мерами и проводниками, чтобы они составили часть единого целого, 'положительного Я', которое едино во всех проводниках. А как сделать это, будет видно из следующего шага, за который мы возьмёмся завтра.
УРОК 3
18 октября 1981
В двух предыдущих уроках мы говорили о поведении ума и необходимости приостановить это поведение, чтобы он был поглощён в истинное Я. Теперь мы переходим к практическим понятиям практики йоги. В начале нужно предпринять два осознанных усилия: 1) вновь и вновь применять свой сознательный ум (низший ум); 2) стать пассивным к окружающей среде и своим владениям в ней. На начальных стадиях у нас совсем немного инструментов, с которыми мы можем работать. Это низший ум и чувства. Мы должны дать тому, что у нас есть, наилучшее применение. Та часть инструмента, которую вы сознаёте — это лишь ваше сознание, действующее через ум и чувства. Учитесь давать доступному инструменту должное применение. Вы должны предпринять сознательную попытку углубиться в себя, проследить своё сознание, чтобы приостановить ту деятельность ума, которая идёт через чувства. Не следует понимать это как удаление в темноту, уход в мрачные пещеры в джунглях. Это не изоляция, не процесс самозакупоривания. Когда вы замечаете в саду солнечный луч, вы должны пойти в дом и открыть в нём окна, прежде чем вы сможете получать солнечный свет и в доме. Каждый момент практики вам надо стараться думать о своём Я. Вы можете делать это, наблюдая не-я, когда что-либо делаете. Начинайте всё больше сознавать своё существование, наблюдая и регулируя своё собственное поведение. Что бы вы ни делали, наблюдайте себя. 'Ремонт проводника должен совершаться в ходе его использования', говорит Учитель C. V. V. Ночью (в субъективности) вы должны проводить ремонт, а днём (в объективности) пользоваться проводником. Машина со всеми своими частями должна быть активна снаружи, тогда как вы активны внутри. Понаблюдайте, как ведёт машину опытный шофёр. Он ведёт её, но в действительности он её не ведёт — он беседует с другом, который едет с ним в автомобиле. Значит ли это, что он не ведёт машину? Он не ведёт, но ведут все его объективные составные части. Ваш ум ведёт, а вы нет. Вы говорите с другом, отвечая на любые его вопросы. Это следует практиковать и в жизни, в качестве первого шага. Это сознательная попытка наблюдать себя, в то время как ваша машина находится в действии. Делая это, вы поймёте, что в вас активны два человека. Один — наблюдатель, а другой — тот, кто делает. Теперь вы можете понять, что делающий является отрицательным полюсом вашего существования, а наблюдающий — положительным полюсом, истинным Я. Сила привычки каждое мгновение направляет вас к отрицательному полюсу, а ваше сознательное усилие приводит вас к положительному полюсу. Это усилие должно прилагаться постоянно, пока оно не внедрится в качестве привычки. Привычка укрепляется, и вы начинаете существовать в положительном полюсе, Ишваре (Сознании Господа) в вас. Прежняя привычка начинает терять хватку, а новая привычка набирает силу. Вы не