Рут и так далее, и замечая их по такому критерию, не знали ничего об устройствах вообще. Мы знаем лишь то, что о них думаем, что нам нравится, что нам не нравится, что мы любим и что мы ненавидим. И тогда эти единицы уже предоставляются на рассмотрение уму и чувствам. Мы живём в собственном мире, и все мы с другими единицами существуем друг для друга не как мы есть или как мы действуем, но как мы полагаем. В целом мы принимаем вещи и имеем с ними дело неверно, по нашему собственному впечатлению. Много раз мы суём пальцы не туда и получаем порезы и ожоги. И по достижении некоторого возраста нам уже приходится терпеть увечья и оставшиеся на всю жизнь повреждения, которые мы сами нанесли себе игрой не по правилам. Жизнь проживается как история боли и удовольствия, со всеми своими задержками, разочарованиями и печалями, которые мы сами себе устроили своим искусным невежеством. Наше невежество заставляет нас спрашивать: 'Есть ли Бог? И если он есть, то почему он даёт нам боль, бедность, беды и печали?'. Такую жизнь можно назвать существованием на плане невежества, чертогом печали, лабораторией причин и следствий, где мы проводим эксперименты методом проб и ошибок. Это жизнь, где мы впутаны во многое, и это называется 'сансара'. На санскрите это означает дрейф под действием силы обстоятельств.
Таким образом, наш проводник, Патанджали, знакомит нас с пятью типами мер. Следующий пункт, который следует понять — это верное применение этих мер, происходящее из знания нашего соотношения с каждой из них. Когда вы приходите на рынок, там есть мерки для круп, для молока, весы для овощей, есть гири и у мясника. И мерка для молока отличается от мерки для крупы. Постепенно мы узнаём все типы мер на этом рынке. Так же мы знакомимся и с мерами человека в йоге. То, что мы называем символом — ни что иное, как мера. Мы узнаём о вещах, читая книги с помощью букв, знаем телефоны по номерам, а города находим по карте, или по особому виду, местоположению и освещению. Не будь символа, мы бы ничего не могли знать, мы не могли бы читать, звонить по телефону, приходить в назначенное место. Нам следует знать, что применение мер неизбежно. И здесь Патанджали объясняет, что для получения верного впечатления и правильного источника знаний есть три типа подходов к нашим мерам. Это 1) прямая мера; 2) косвенная мера и 3) представительная мера, или то, что мы называем авторитетным источником.
Прямая мера — это непосредственное приложение какой-нибудь меры. Окружающие нас меры даны нам природой, а иногда изготавливаются человеком. Они существуют в виде того, что мы называем обликом, цветом, числом, звуком и т. д. Когда мы называем предмет красным, это свет отражается от предмета и достигает наших глаз. Точно так же мы называем другой предмет круглым. Вид и образ воспринимаются глазом, и потому эта мера прямая. Запах благовония в комнате мы определяем прямым применением обоняния. Когда одно из пяти чувств прямо подвергается воздействию предмета, на который оно направлено, тогда мы имеем прямое восприятие. Мы видим здесь стол и пользуемся нашим прямым восприятием, чтобы немножко искривить наш путь. Здесь мы пользуемся мерой, чтобы предотвратить столкновение со столом. В темноте мы идём, вытянув вперёд руки, чтобы узнать о присутствии стола осязанием. Если светло, мы пользуемся для измерения глазами, а если темно — то руками. Этот процесс называется прямой мерой или прямым восприятием. Я слышу из-за стены ваш голос и знаю, что вы идёте. Это прямое восприятие звука. Я пробую яблоко, и нахожу, что оно хорошее. Мы можем использовать для прямого восприятия окружающей среды любое из пяти чувств. Так мы живём в этом предметном мире.
Второе — это косвенная мера или вывод. Она называется также мерой заключения. Представьте, что завтра я приду к вашему дому и обнаружу, что дверь заперта. Этот факт я узнаю с помощью прямого восприятия. Но то, что дверь заперта, прямой мерой не узнаётся. Так можно узнать только дверь и замок, но не тот факт, что дом заперт. То, что дверь заперта, узнаётся при помощи вывода. Если бы не было второго типа мер, то я бы взял молоток и стал разбивать дверь и замок, чтобы встретиться с вами. Но благодаря второй способности, заключению, мы можем понять, что дверь заперта. И при помощи неё же мы можем сделать вывод, что Рудольфа нет дома, а также, что он где-то в другом месте. Наше прямое восприятие двери и замка не может дать нам этой информации. Мы не можем с помощью него узнать, что дома никого нет. Входя в дом утром впервые, вы, положим, обнаруживаете