монеты, который будет сохраняться на пластилине. Подобно этому и у ума с чувствами есть свой 'пластилин' для приёма и сохранения впечатлений. Раз восприняв впечатление, вы можете снова прореагировать на него в отсутствие оригинала. Это то, что называется памятью. Я отправляюсь в Индию и там думаю о Рудольфе. Он перед моим умственным взором с его жестами, движениями и голосом, записанными всё на том же 'пластилине'. В своём уме я и в Индии могу видеть его и слышать его разговоры. Имея этот аппарат памяти, я могу говорить людям в Индии, что когда я был у него дома, он говорил мне то-то и то-то, а когда мы с ним путешествовали в Альпы, то что-то ещё и так далее. Из четырёх до сих пор описанных видов деятельности мы можем переживать первые три вместе с этим пятым, памятью. Конечно, четвёртого типа, сна, у нас в памяти быть не может. Мы можем знать, что хотели спать или что мы плохо спали, но мы не можем знать, что мы спим. Все же прочие три типа деятельности могут быть использованы вместе с этим пятым, который мы называем памятью. Когда вы знаете, как пробудить истинное Я с помощью практики йоги, тогда вы можете знать, что такое сон и как вы спите. Даже во время сна вы сможете видеть, как вы спите, точно так же, как вы можете видеть другого спящего в комнате человека. Но это лишь после того, как вы станете йогом. Пока же вы этого не знаете, но вы узнаете, если станете господином аппарата своей конституции. Впечатление действует в качестве пятой меры, но люди применяют его неверно, пока не достигают этого господства. Для многих жителей этой Земли впечатления не являются произвольными, а создаются непроизвольно, под воздействием среды на чувства и ум. Так мы получаем неверное впечатление о людях и местах, партиях и религиях, нациях и расах. Но больше всего достойно сожаления то, что этими ложными впечатлениями мы подстёгиваемся к действиям нашей повседневной жизни. В результате получаются неудобства и осложнения. Мысль девушки гальванизируется воспоминаниями о том, что её любимый в Женеве или Париже, и она впадает в депрессию. Жена волнуется о муже, который в Лондоне, и впадает в страх. Когда этим двум женщинам дают хорошие блюда, они не могут есть, потому что воспоминания вызвали у них страх или подавленность.
Фактически же еда не имеет никакого отношения к тому, что муж в Париже или Женеве. Женщина далеко оттуда, но она обусловлена воспоминаниями. И она называет это любовью! Какая жалость! Ведь любовь не имеет отношения ко всей этой бессмысленной деятельности. Всё это — большая путаница, получившаяся в результате неверного применения пятого вида деятельности. Начав практиковать йогу и проходя шаги дисциплины, мы знакомимся со всеми этими пятью видами деятельности. Постепенно мы узнаём, как работает эта машина и её детали. Это ведёт нас к овладению всей этой машиной, которой нас одарила природа. Тогда вы станете умелым техником, умеющим правильно обращаться с машиной. Результатом будет тот комфорт, который йоги называют блаженством (ананда). Блаженство — не цель, но это состояние, в котором вы будете находиться, когда машина работает для вас. Блаженство не является обусловленным; не является оно и последним пунктом какого-то утомительного процесса. Нет ничего последнего в этом мироздании, поскольку всё существует всегда. Для нашего умственного понимания всегда есть первое и последнее, начало и конец. Но в практике йоги нет ничего подобного цели или конечной точке, которую можно было бы сравнить со смертью ума. Ясно ли это вам, или в том, что я объяснил вам до сих пор, для вас что-то сомнительно? Конечно же, я даю всё очень сжато, потому что вы пока только знакомитесь с частями своей собственной машины. Если вас берут на работу на большую электростанцию или мыловаренную фабрику, где много цехов, в каждом из которых свои сложные машины, и вас проводят по всем им, то могут лишь в целом ввести вас в курс дела. Вы узнаете вещи гораздо лучше, лишь когда останетесь там и начнёте работать с ними. Машина, в которой вы существуете, и которой вам нужно научиться правильно пользоваться — это большое колесо, в котором семь колёс, в каждом из которых вращается по семь валов. Сперва вы должны узнать природу каждого из колёс и принятую процедуру работы с ними. Вам дают объяснения про каждую часть и вы уже можете получить всестороннее представление обо всех частях и их взаимодействии, понять, как идёт весь процесс. И тогда вы понимаете целое устройство. Каждый из нас — такое вот самодостаточное устройство. Всё это время мы понимали эти устройства как Рудольфа,