возвышением на другом.
На громадном, вытянутом вверх запрестольном образе в
россианском храме туманно светятся условные облики: многокрылый
демиург Яросвет и восседающая на троне, осененная демиургом
Навна с Младенцем-девочкою Звентой-Свентаною на коленях. Не
стены - только колоннады отделяют этот зал от кольцеобразного
вокруг него придела: там, в полусумраке высоких ниш,
приподнятых рядом ступеней над полом, затуманенно сияют узкие,
высокие метапортреты родомыслов, гениев, вестников и
праведников нашей страны. Перед каждым из них в урочный день
зажигаются огни, совершаются служения, и, быть может, у этих
служб будут некоторые черты сходства с акафистами православия.
По наружной же стене храма, в соответствующих нишах, белеют
скульптурные портреты - портреты в общепринятом смысле этого
слова, - такие образы этих людей, какими обладали они при
жизни. Ибо метапортреты, перед которыми могут протекать
служения, суть лишь условные изображения просветленных: таких,
какими пребывают они в затомисе. Невозможность точно
воспроизвести четырехмерный образ в двухмерной плоскости и
выразить девятицветную спектральную гамму тех миров
семицветными средствами Энрофа обусловит, конечно,
относительность этих метапортретов. Но сколь бы условен ни был
такой образ, достоин принимать молитвословия именно он и только
он, ибо внутренним правом и смыслом обладает только та молитва,
которая обращена не к человеческим существам, какими были эти
души на земле столько-то десятилетий или веков назад, а к их
просветленному, запредельному существу, ныне пребывающему и
творящему в России Небесной.
Наряду с пантеонами отдельных сверхнародов и наций будут
воздвигнуты, конечно, и пантеоны человечества - Синклита Мира и
Элиты Шаданакара. Думаю, что со временем ни один город не
обойдется без такого пантеона, потому что великие духи,
достигшие этих наивысших миров, - друзья и сотворцы всего
человечества.
Но верграды включают еще один род святилищ, и подобных
храмов еще не было, да и не могло быть никогда. Место им - не
иначе, как подле водоемов - рек, озер или каналов с проточной
водой. Это - храмы Стихиалей.
Роза Мира укажет путь к тому, чтобы наслаждение от
соприкосновения с плотью природы делать все шире, наше счастье
от общения с ее духами - все глубже, а нашу радость от
исполнения долга перед ней - все чище и оправданнее. До сих
пор, по-видимому, только индийские религии с их заветом
'ахимсы' - запретом нанесения страдания какому бы то ни было
живому существу - приблизились к подлинной религиозно-этической
любви к природе. Но ахимса имеет в виду главным образом людей и
животных; стихиали остаются вне пределов завета, если не
считать души некоторых рек. А между тем давно уже время понять,
что мы, вырубая леса под корень, безбожно насилуя течение рек
во имя извлечения гидроэнергии, а луга и поля заменяя
ландшафтом убогих пригородов и поселков, наносим ущерб. И прошу
не принимать эти слова за традиционные вздохи праздных,
поэтически настроенных натур: ущерб, этим наносимый нами самим
себе, совершенно конкретен, хотя и не утилитарен. Это - тот
самый душевный изъян, тот самый разрастающийся вакуум в душе
человечества, который образуется вместе с заменой природы
антиприродой. Тот изъян, который состоит в гипертрофии двух
сфер человеческого существа - рассудка и примитивной
чувственности и в отмирании всех остальных его потенций. Этот
изъян растет параллельно тому ущербу, который мы наносим дивным
мирам Лиурны и Арашамфа, Дараинны и Мурохаммы, Фальторы и
Страны Эльфов. И, напротив, сажая деревья, ухаживая за лесами,
расширяя сады, учреждая заповедники, озеленяя города, мы творим
добро не только себе, но и им. Но этого еще недостаточно.
Поскольку нами и в этом руководит утилитарный интерес, жажда
материальной выгоды, постольку все это и обогащает нас только
материально. И лишь в те времена, когда мы станем делать все
это не ради себя, а именно ради просветления природы, ради
расширения в ней областей, животворимых светлыми стихиалями, и
изгнания из нее стихиалей демонических - только в те времена мы
начнем осуществлять по-настоящему наш прекрасный долг по
отношению к ней. Ничто так не привлекает светлых стихиалей, как
садоводство