чествований, массовых
богослужений, шествий, спортивных состязаний, освобожденных от
их прежней бездуховности и сопряженных теперь с культом светлых
стихиалей; они будут центрами религиозно-просветительной,
религиозно-художественной, религиозно-научной работы,
источниками солидарности, радости и совершенствования.
Чтобы не подвергать коренной перестройке центральную часть
городов, верградам будут отведены, вероятно, большие районы на
окраинах жилого массива. В глубь этого массива от верграда
устремятся несколько широких зеленых полос или лучей. И хотя,
рисуя подобные картины будущего, не следует вдаваться в
подробности, потому что именно подробности наверное не совпадут
с ее штрихами, когда эта картина из будущего станет настоящим,
я тем не менее не могу отказать себе в наслаждении рассказать
об этом один раз подробнее, чем надлежит. При этом я подчеркну,
что некоторые названия совершенно условны, они придуманы мною,
чтобы отличать одни объекты изображений от других. Таковы,
например, названия зеленых полос, соединяющих верград с
городским массивом и предназначенных для празднеств, для отдыха
и прогулок, для торжественных шествий; Золотой Путь,
Триумфальные Сады, и третий - парк, имеющий особое,
художественно-историческое значение. Все эти три парка -
начинания совершенно своеобразного назначения и характера.
Это - ансамбли, возведенные на высшую ступень
художественного качества и сочетающие богатые древонасаждения с
мощными скульптурно-зодческими сооружениями: арками и
памятниками, лестницами и фонтанами, а главное - с
монументальными группами еще небывалых жанров. Для всех них
подножием представляется море цветов с газонами и водоемами.
Эти парки создадутся для того, чтобы через высокое эстетическое
наслаждение развивать чувство стиля и художественного вкуса,
чувства историческое и метаисторическое, чувство культурного
универсализма и общечеловечности.
Одним из таких парков мне представляются Триумфальные
Сады, соединяющие верград с исторически сложившимся центром
города: они посвящены историческим воспоминаниям данного
народа. Представить себе будущую Москву, например, без
Триумфальных Сладов нашим потомкам будет так же трудно, как нам
- вообразить нашу столицу лишенной Кремля. Применить к этим
Садам старое наименование парка, а тем более проспекта или
бульвара, было бы невозможно. Широкое зеленое пространство с
монументальными древесными купами, лужайками и целыми рощами,
окаймленное по сторонам проездами с узорчатою мостовой из
разноцветного камня, устремляется от загородных холмов над
рекой, где расположен храм Солнца Мира*, к Кремлю. Проезды
отделяют его от фасадов зданий, то повышающихся - на углах
перекрестков - до размеров, схожих с высотными зданиями, то
понижающихся до нескольких этажей: это - культурные учреждения,
отели, жилые дома; местами они отступают несколько вглубь,
давая место площади или партеру. Сам зеленый массив прорезается
в детину главною пешеходною дорогой, а вправо и влево от нее
ответвляются извилистые дорожки, образуются поляны и цветники,
а среди могучих древесных групп и куртин открываются, здесь и
там, скульптурные сооружения нового типа. О, они будут
разнообразны почти до бесконечности. Мне представляется,
например, следующий странный жанр. На от крытом цоколе,
прямоугольном и вытянутом, к которому ведут с трех сторон
низкие пологие ступени, возвышается стена, облицованная
мрамором: красным или зеленым, серым или розовым. Ее вытянутая
поверхность - лишь фон. Частью почти в одной плоскости с ней,
частью выделяясь из нее как горельеф, частью же свободно перед
ней поставленные, композиционно связываются между собой
многочисленные группы фигур: в некоторых случаях - бронзовые, в
других - мраморные, но цвет мраморных фигур не совпадает с
цветом мраморного фона, а составляет с ним тонкий и
выразительный контраст. Так запечатлеваются в камне и металле
великие события давно отшумевших времен национальной истории:
принятие христианства, битва на Куликовом поле, возвышение
Москвы, драматические коллизии Смутного времени и великолепная
деятельность Петра - все, вплоть до эпопей мировых войн и
Великой Революции. Не угадаешь, сколько таких