Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

гуманитарного цикла,

какое невозможно охарактеризовать иным эпитетом, как

'грандиозное'.

Преобразование всемирного государства в братство

невозможно одними внешними средствами. О некоторых внешних

средствах, как первых предпосылках к этому преобразованию, речь

пойдет в следующей главе. Здесь же своевременно указать на то,

каким образом воспитание поколений облагороженного образа

позволит перейти к самому процессу этого преобразования.

Подобно тому поколению израильтян, которое, выйдя с

Моисеем из Египта, должно было уступить место другим

поколениям, прежде чем племя войдет в страну Обетованную, так и

поколению середины XX столетия, отравленному воздухом эпохи

мировых войн, суждено сойти с арены для того, чтобы воцарился

долгожданный строй, брезжущий нам сквозь анфиладу трех

последовательно просветляющихся периодов. Потому что строй этот

не есть установление внешнее. Он будет органичен и естественно

необходим только тогда, когда моральный облик новых поколений

сделает невозможными злоупотребления свободой и превращение ее

в анархию. Никакие меры перевоспитания не достаточны для того,

чтобы в корне преобразовать психику двух миллиардов людей, уже

сформировавшуюся в иной, кровью и изуверствами насыщенной

атмосфере. Конечно, миллионы лучших из тех, кто живет теперь,

отвечали бы самым высоким требованиям той отдаленной эпохи. Но

надо, чтобы им отвечали не лучшие, а подавляющее большинство, -

чтобы целые поколения были воспитаны Розой Мира, как люди

облагороженного образа.

Преобразование сущности государства - ведь что это такое?

Разоружение всех, подлинная демократия, смягчение законов,

облегчение наказаний? Разумеется; но всего этого мало. Сущность

государства есть бездушный автоматизм. Оно руководствуется

материальными интересами больших или меньших человеческих

массивов, понимаемых как целое. К интересам личности как

таковой оно безучастно. Духовность же ему неизвестна совсем,

как неизвестна она уицраорам и эгрегорам, и о духовном благе -

как личности, так и народа - оно не может иметь ни малейшего

понятия.

Смысл первого этапа правления Розы Мира заключается в

достижении всеобщего материального достатка и в создании

предпосылок для превращения Федерации государств-членов в

общечеловеческий монолит. Что за этот период наиболее

демократические общественно-политические институты станут

достоянием всех стран - это разумеется само собою. Огромными

содружествами законоведов, педагогов, психологов, юристов и

религиозных деятелей пересмотрятся все кодексы, реформируется

система правовых норм, процессуальных норм, смягчится шкала

наказаний и сам принцип наказания начнет уступать место

принципу врачевания преступника. За этот же период подготовятся

те кадры работников нового типа, которые необходимы для

проведения универсальных реформ, знаменующих следующий, второй,

этап: этап превращения общечеловеческого, уже смягченного

государства в Братство.

Надо полагать, что на начало второго этапа падет срок

всеобщей судебной реформы.

Все-таки суд присяжных - по крайней мере, некоторые

разновидности этого суда - это, по-видимому, наиболее

прогрессивная из форм суда, существующих ныне. Но это отнюдь не

потолок развития. На серьезнейшие недостатки этой формы

указывалось бесчисленное количество раз, и притом людьми,

стоящими на самых различных позициях. Указывалось, что принцип

свободного найма профессионала-защитника несовершенен тем, что

способствует перерождению адвоката в своего рода виртуоза,

приемами красноречия заменяющего подлинное, человечески горячее

участие в судьбе подзащитного. Вряд ли кто-нибудь станет

оспаривать, что принцип профессиональной прокуратуры

несовершенен тем, что ничто не уберегает прокурора от

перерождения в чиновника, который в каждом обвиняемом видит

непременно преступника и интересуется только той стороной его

личности, какая обусловила, по мнению прокурора, совершение

преступления. Что же до принципа присяжных, то он несовершенен

потому, что зачастую сложные в психологическом отношении дела,

требующие не только доскональнейшего изучения, но и высокой

культурности, проницательности и справедливости со стороны

судящих, подвергает рассмотрению лиц