технический прогресс и раскрытие гигантских
ресурсов энергии предопределили будущее 'дикой природы' с
полной очевидностью. Дилемма заключается не в выборе между
дикой природой и природой-садом, а в выборе между
природой-садом и антиприродой.
Под антиприродой я понимаю превращение больших районов, а
потом и всей поверхности суши в урбанизированный комплекс с
включением в него изувеченных остатков природы ради извлечения
из них гигиенической пользы и физиологического удовольствия.
Под природой-садом я разумею превращение больших районов,
а потом и всей поверхности суши в чередование парков горных,
парков луго-лесных, обрабатываемых при помощи высшей техники
полей, заповедников девственной природы, резерваций для
животных, городов-садов и сел-садов - с тем, чтобы не только
жизнь человечества, но и жизнь животного царства, растительного
царства и стихии поднять до возможной гармонии, а мировой
ландшафт возвести на высокую художественную ступень.
В этом труде усилия многих наук и многих искусств
скрестятся с религиозно-этическим воздействием учения о
стихиалях. Новые масштабы, новые требования, новые технические
и декорационные приемы превратят старое искусство сада в нечто
принципиально новое - не только по объему, но и по качеству.
Оно сомкнется с монументальным зодчеством и скульптурой. Оно
подчинит себе и лесоводство, и цветоводство, и агротехнику, и
селекцию, и декоративную живопись, и зоогогику, и мелиорацию, и
озеленение пустынь и многое другое. Искусство это объединит
усилия самых различных профессий и квалификаций, и возможно
даже, что в известные исторические периоды оно станет ведущим,
массовым, излюбленнейшим из искусств.
Понятно, что применительно к этим задачам перестроится и
работа соответствующих научных учреждений - учебных и
научно-исследовательских.
Но и этим отнюдь не исчерпывается преобразование высшей
школы и всего научно-исследовательского комплекса. Создастся
мощная лестница религиозно-культурных учебных заведений нового
типа - от коттеджей до академий.
Гуманитарный колледж-интернат для подростков от двенадцати
до двадцати лет мне представляется наиболее вероятной первой ее
ступенью. В такие колледжи предстоит отбирать детей, сочетающих
склонность к искусствам или гуманитарным наукам с нравственной
одаренностью. Вторую ступень составит религиозно-философский
университет: ряд его факультетов будет готовить, кроме духовных
лиц всех пяти культов Розы Мира, также новых общественников,
руководителей религиозных и филантропических в широком смысле
слова организаций, философов, психологов, публицистов,
редакторов, комментаторов, режиссеров мистериала и многих
других. Можно ли забывать, что впереди - титанический труд
сотен миллионов человек, ставящий себе цель - пробить ту броню
псевдонаучного невежества и антирелигиозных предрассудков, в
которую заковала многочисленные народы первая половина нашего
века! Достаточно вспомнить, что в течение двух или трех
поколений обширные страны были лишены полностью даже самой
насущной, элементарно необходимой религиозной литературы, хотя
бы Библии и Корана, не говоря уж о каких бы то ни было
серьезных трудах или о популяризации религиозных сокровищ
прошлого. Предстоит выпуск миллионными тиражами канонических
текстов христианства и других религий, снабженных научным
аппаратом, который отвечал бы запросам современного читателя;
многочисленные серии художественных изданий и учебных пособий,
воспроизводящих памятники мировой религиозной культуры; издания
научно-исследовательские, способные удовлетворить углубляющийся
интерес к духовной истории человечества; специальные и
популярные серии, знакомящие общество, одичавшее в атеизме или
в равнодушии, с великими учениями о духе - от Веданты до
Шопенгауэра, от гностицизма до антропософии и экзистенциализма.
Таких работников и будут готовить религиозно-философские
университеты. Наконец, лестница учебных и ученых учреждений
завершится Всемирной религиозно-философской академией,
координирующей и направляющей идеологическую работу внутри Розы
Мира. Подобные Академии национальных масштабов возникнут,
разумеется, в каждой стране.
Но будут еще и другие области деятельности, которые
потребуют такого количества работников