Да. Но наряду с этими кадрами потребуются столь же
многочисленные кадры работников, обеспечивающих проведение
всесторонних общественных реформ. Кроме того,
естественнонаучные и инженерно-технические работники новой
формации тем и будут отличаться от своих предшественников, что
вместо образа узкого специалиста явят собой человека
облагороженного образа. А в-третьих, с течением лет, с
подведением материальной базы, потребность в
инженерно-технической интеллигенции начнет уменьшаться, а
потребность в гуманитарных кадрах - возрастать.
Вообще у нас нередко забывают, что потребности общества в
целом и каждого его члена в частности только сейчас
представляют знакомую и убедительную для нас картину.
Оглядываясь, например, на средние века или на общественность
родового строя, мы склонны воображать, будто колдуны, знахари,
монахи, астрологи - в сущности не более, как паразиты. Ничего,
кроме ограниченности, в таком взгляде, конечно, не заключено.
Все эти общественные группы и, так сказать, профессии могли
существовать и существовали именно потому и только потому, что
отвечали определенным потребностям общества, потребностям,
которых теперь почти нет. С другой стороны, люди этих
отдаленных эпох не имели понятия о множестве потребностей,
которые возникли у их потомков и определили всю картину нашей
жизни. Физик XX века в своем кабинете и его лаборанты,
кинорежиссер в своем ателье и окружающие его операторы и
артисты, посетители музеев и экскурсоводы, туристы и гиды,
инструкторы физкультуры и спортсмены, телефонистки и
трактористы, шахматисты и фотографы, миллионы людей
всевозможных специальностей - все они показались бы типичному
человеку средних веков либо чародеями, либо чудаками и только в
лучшем случае просто бездельниками и паразитами.
Столь же странными, нелепыми, вредными или непонятными
показались бы многим из нас иные виды деятельности, которые
будут призваны к жизни потребностями грядущих эпох. Некоторые
из потребностей, ныне остающиеся уделом единиц, сделаются через
несколько десятилетий массовыми. По-видимому, стремительно
возрастут потребности эстетического ряда, а потребности
религиозные изменят свой характер, станут гораздо многообразнее
и теснее свяжутся с мирами природы и с кругами культуры.
Естественно поэтому, что примат гуманитарного цикла наук
скажется не только в профиле средних школ, но в типах высших
учебных заведений, в их программах и в их, так сказать,
удельном весе. Ибо как только Роза Мира сможет приступить к
универсальным реформам, с того же момента потребность в
педагогах и юристах нового типа, в общественниках, историках,
перевоспитателях преступников, литературоведах, психологах,
философах, вооруженных новой методикой и воодушевленных новыми
целями, сделает стремительный скачок.
Неизбежно возникновение и новых научных дисциплин;
зоогогики, метапсихологии, метафизиологии. Обе последние,
каждая со своей стороны, направят усилия на исследование
органов духовного воспринимания, до сих пор ждущих своего
открытия европейской наукой. На основе опыта этих дисциплин
впоследствии сформируется окончательно новая педагогическая
система, ставящая целью - действенно помочь раскрытию этих
органов, заложенных в каждом человеке. Однако расцвета этой
педагогики вряд ли можно ждать, даже при самых благоприятных
обстоятельствах, раньше, чем через несколько десятков лет,
когда метапсихология и метафизиология накопят достаточный
материал и смогут обобщить его разработанною теорией.
Размах и глубина реформ вызовут необходимость в
перестройке и других высших учебных заведений, включая
естественнонаучные.
Уже несколько раз заговаривают я о предстоящем со
временем, под руководством Розы Мира и усилиями нескольких
поколений, превращении поверхности нашей планеты в сад. Да не
смутит этот образ приверженцев нетронутой природы! В течение
тысяч и миллионов лет нетронутой оставалась вся поверхность
земного шара. В XIX веке нетронутая природа владела уже только
половиной этой поверхности. А теперь... Это, быть может,
печально, но другого пути развития нет и не может быть. Рост
народонаселения,