планеты-сада.
Так выступает перед внутренним зрением грядущий человек
облагороженного образа.
Из этой характеристики ясно, на развитие каких задатков
натуры будут направлены в основном воспитательные и
образовательные усилия.
В отрыве от природы развитие этих свойств было бы крайне
затруднено. Поэтому основным типом общеобязательной средней
школы мне представляется колледж-интернат, расположенный или за
городом, или на окраине города. Те же колледжи, которые будут
обслуживать детей, живущих в городской обстановке дома, должны
по крайней мере обеспечивать их летними выездами за город на
все лето. И если классные занятия будут продолжаться не восемь
или девять месяцев в году, а только семь, и если срок обучения
в начально-средней школе займет не десять, а двенадцать или
тринадцать лет - в этом нет ничего страшного. Ведь впереди не
будет ждать молодежь никакое жерло воинской повинности; никакая
гонка вооружений или соревнование между двумя
политико-экономическими системами не будет подхлестывать
жизненного темпа, и если человек будет заканчивать свое высшее
образование даже к тридцати годам, это будет означать только
то, что он выходит в жизнь не узким специалистом, а человеком в
полном смысле этого слова.
Не должно отпугивать и дискредитированное слово
'интернат'. Никакой изоляции учеников от жизни такой интернат
не предполагает. Учащихся свяжут с обществом многообразные
нити: рабочая помощь - с крестьянскими хозяйствами,
художественная самодеятельность - с клубами и со школами
открытого типа, выходные дни - с семьей, спортивные праздники -
с молодежными организациями, экскурсии - с музеями, заводами,
научными учреждениями, путешествия - с различными культурными и
общественными слоями своей страны и других стран. Называть
такое заведение закрытым можно только условно. Цель, ради
которой детям стоит большую часть времени проводить в стенах
колледжа, заключается, конечно, не в отрыве их от жизни или от
семьи, а совсем в другом. Такой уклад обеспечивает наиболее
целесообразное использование времени, позволяет более
многосторонне воздействовать на ученика и способствует развитию
чувства коллектива.
От педагогов таких школ потребуются, конечно, особенно
внимательная подготовка, тонкий педагогический такт и глубокое
понимание своей задачи. Надо, чтобы интернат стал чем-то
средним между товариществом и семьей. Все, отдающее казенной
сухостью, чинной официальностью, начальственной холодностью, а
тем более муштрой, не должно сметь приближаться к этому зданию
на пушечный выстрел. Ведь личность, формирующаяся здесь, должна
быть способна жить в обществе, основанном на добровольности, а
не на принуждении. Конечно, система запретов, наказаний и
поощрений в какой-то мере останется, особенно вначале. Но она
будет играть только подсобную роль и сведется к минимуму.
Следует не внушать страх перед наказанием, а развивать
качества, делающие совершение недолжного невозможным. Не страх
и не тщеславие будут мешать воспитаннику лгать, обижать
слабейших, пренебрегать учением, совершать поступки
антиобщественные, антитоварищеские или жестокие по отношению к
животным: это постепенно будет становиться для него невозможным
потому, что ему помогут полюбить дружелюбие, правдивость,
храбрость, сострадательность. С малых лет ему привьют вкус к
труду, вкус к творчеству, вкус к внутренней и внешней
культурности. Только из этого может проистекать органично и
естественно отвращенье к безделью, отвращенье к невежеству,
отвращенье к жестокости, бездушию и себялюбию. Я не педагог, да
и не место здесь было бы выдвигать подробные методологические
проекты. Здесь можно говорить лишь о задачах педагогической
системы Розы Мира и о ее основных принципах.
Религиозно-этическое и религиозно-художественное
воспитание учтет, надо полагать, прискорбный опыт таких
архаических дисциплин, как, например, печальной памяти 'закон
Божий'. Не замкнутым в неподвижные кристаллы догматики, не
затиснутым в одну узенькую дисциплину, непримиримо
противоречащую всем остальным, должно оно быть, а действительно
воспитанием, пронизывающим и освежающим все. Спорт, купанье,
прогулка, садоводство, цветоводство, возня с животными, игра -
все