героизм. Создавался
законченный тип самоуверенного фанатика, воображающего, что его
государство - лучшее из всех государств в мире, его народ -
талантливее всех народов, его квазицерковь - ковчег абсолютной
истины, его идеология - безупречно правильна, его вождь -
непогрешим не только ex cathedra, но и во все минуты своей
жизни, все же остальное - ветошь, исторический мусор, только
мешающий жить и осужденный на безжалостное уничтожение.
Но какими бы прочными ни были позиции, занятые Доктриной в
битве за человеческие души, внутри этих душ продолжала
протекать почти невидимая постороннему глазу, часто невнятная
рассудку самих людей борьба провиденциального начала с теми,
кто пытался его искоренить. В повседневности, в быту, в семьях,
в дружбе, в любви, в тайных движениях человеческого сердца, в
смутной тоске, в неутолимых сомнениях, самопроизвольно
возникающих из недр совести, в общении с природой, в струях
красоты, низливавшихся в душу от великих творений прежних
времен, сказывалось непобедимое сопротивление духа.
Таких стадий достигла борьба с духовностью в тридцатых
годах нашего века, когда над шестой частью земного шара
обрисовалась с окончательной резкостью исполинская фигура
страшного человеческого существа, еще издалека предвиденная и
предсказанная великими пророками России.
ГЛАВА 3. ТЕМНЫЙ ПАСТЫРЬ
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пищей многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
И станет глад сей бедный край терзать...
Так начинается поразительное стихотворение, написанное
шестнадцатилетним юношей Лермонтовым в 1830 году. Озаглавлено
оно четко: 'Предсказание'.
...И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож.
И горе для тебя! Твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон,
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как черный плащ с клонящимся пером.
В другой редакции последняя строка читается так:
Как черный плащ с возвышенным челом.
И в обоих вариантах последняя строка остается
единственной, свидетельствующей о том, что поэту не все было
видно с одинаковой ясностью сквозь мглу грядущей сотни лет.
'Клонящееся перо' - дань юношескому романтизму, перенос
реквизита эпох прошлого на эпоху будущего. 'Черный плащ' -
выражение при помощи поэтического образа той непроницаемой
тьмы, которая будет окутывать эту страшную фигуру, видимую
из-за дыма и туч целого столетия. Что же касается выражения
'возвышенное чело', то здесь или характерная черта
лермонтовского Демона, перенесенная на человеческое существо
почти сверхъестественной мощности, глубоко связанное с
демоническим началом, или, быть может, указание на то, что в
этом пророческом видении перед духовным взором поэта слились в
одном образе две исторические фигуры следующего столетия,
которые, будучи видимы ему во временной перспективе, как бы
находили одна на другую, и Лермонтову не удалось различить, что
высокое чело будет отличать не того окутанного мраком гиганта,
а его предшественника.
- Все ли спокойно в народе?
- Нет. Император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит.
Это - стихотворение Александра Блока, написанное двумя
годами раньше революции 1905 года.
- Все ли готовы подняться?
- Нет. Каменеют и ждут.
Кто-то велел дожидаться:
Бродят и песни поют.
- Кто же поставлен у власти?
Власти не хочет народ.
Дремлют гражданские страсти:
Слышно, что кто-то идет.
Сжатые, очень точные формулировки, передающие общественную
атмосферу накануне первой революции. Но дальше начинается нечто
неожиданное:
- Кто ж он, народный смиритель?
- Темен, и зол, и свиреп:
Инок у входа в обитель
Видел его - и ослеп.
Он к неизведанным безднам
Гонит людей, как стада,..
Посохом гонит железным...
Боже! Бежим от Суда!
Но бежать было поздно. Появление этого существа было
предопределено слишком давно и подготовлено слишком
могущественными силами инфракосмоса.